Российский ВПК – последний взлет?

Экспорт оружия, боевой техники, агрегатов и технологий в 2008 году составил $6,725 млрд. Это рекордный показатель, но он обусловлен не только качеством советского оружия, но и благоприятной внешнеполитической конъюнктурой и готовностью страны продавать разработанные еще в СССР технологии и лицензии на производство.

В 90-2000-е годы большая часть экспорта приходилась на Индию и Китай, которые фактически спасли брошенный собственной страной российский ВПК. Несколько лет назад российские оружейники стали активнее проникать и на другие рынки.

Пока США блокировали экспорт в неугодные им страны, заставляя вводить эмбарго также и оружейных производителей из ЕС, РФ довольно активно внедрялась на эти рынки. Китай столкнулся с невозможностью закупки американского оружия еще в 1989 году. Если бы не это обстоятельство, вполне возможно, что ориентация на российское вооружение как раз в период активного наращивания военно-технической мощи КНР была бы не столь однозначной. Еще один пример подобного рода – «полевевшая» Латинская Америка, которая долгое время была вотчиной США, в последние годы охотно покупает именно российское оружие.

Соглашения о военно-техническом сотрудничестве подписаны с Венесуэлой, Мексикой, Перу, Колумбией, Бразилией. Прорабатываются варианты поставок в Боливию, Уругвай, Эквадор. Сейчас РФ принимает участие в тендере на закупку боевых самолетов для бразильских ВВС. Одним из условий тендера является и передача технологий, на что российская сторона готова.

Кстати, российский военный экспорт в 2008 году на 56% состоял из поставок боевых самолетов, еще 17% - средства ПВО. Об этом в интервью Российской газете сообщил гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин. "Это и понятно: сегодня война приходит с неба, и если не защитить страну, ее важнейшие промышленные и военные объекты от нападения авиации или крылатых ракет, то все остальное уже не потребуется", - пояснил он. Затем - вооружение для сухопутных войск - 15%, техника ВМФ – 9%. И прочее - 3%".

РФ укрепила свои позиции оружейного экспортера в Юго-Восточной Азии. География поставок включает Вьетнам, Индонезию, Малайзию. Традиционным рынком остаются страны Ближнего и Среднего Востока. Идут наработки и по Северной Африке, хотя с Алжиром, вернувшим российские МиГи, получилось нехорошо.

По словам главы Рособоронэкспорта, государственная компания изменила бизнес-концепцию и теперь не просто продает военную технику, но и обеспечивает техническое сопровождение последующей эксплуатации, модернизацию и утилизацию. В Индии открыто СП «Рособоронсервис», которое займется послепродажным обслуживанием кораблей, самолетов и вертолетов. «В мае 2008 года холдинг "Вертолеты России" подписал с китайцами меморандум о намерениях по созданию сервисного центра в Китае. На очереди - Индия, Словакия, Ближний Восток», - цитирует Российская газета главу Рособоронэкспорта.

Эти рекорды могут стать последними в истории России. Существует серьезнейшая проблема научно-технического отставания, которая пока закрывается мощнейшим советским заделом и готовностью страны продавать уже не просто готовую продукцию, а технологии производства.

«В оружейном производстве до сих пор используются научные достижения еще советских времен. Доля российской наукоемкой продукции в мировом экспорте в 1990 году составляла 6 процентов, в 2000-м - один, а в прошлом - 0,2 процента. Страна тратит на НИОКР в четыре раза меньше Японии, втрое меньше Германии и вдвое меньше Чехии. Вот мы и пытаемся хоть как-то залатать эту брешь. Иначе скоро будем торговать лишь корпусами танков, кораблей и самолетов. А высокотехнологическую "начинку", которая стоит значительно дороже, уступим конкурентам. Мне очень не хочется, чтобы Россия скатилась на уровень поставщика железа», - отмечает Анатолий Исайкин.

Разговоры о необходимости инновационного развития нынешней властью ведутся исключительно «для телевизора». Даже в условиях кризиса, который, как надеялись многие, заставит Кремль развернуться в сторону отечественного производства и науки, правительство предпочитает помогать финансовым спекулянтам, выделяя совершенно несопоставимые суммы банкам и производству. Но зачем нужны банки, если в стране останутся лишь безработные?

Обсудить