Персидский слив

На фоне серьезных финансовых проблем арабские страны Персидского залива планомерно сближают свои денежные системы. В Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) входят шесть нефтяных монархий: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Катар и Бахрейн. Общее количество населения указанных стран превышает 35 млн. человек. Запасы нефти оцениваются в 484 млрд. баррелей.

Все это богатство девальвируется жестким падением спроса на нефть, который уже привел к возникновению бюджетных дефицитов. Цена нефти заложенная в бюджеты не соответствует нынешней мировой. Так, Саудовская Аравия заявила о дефиците в размере 65 миллиардов риялов ($17 миллиардов долларов), Оман - о 810 миллиардах риалов ($2 миллиарда долларов), а второй по величине эмират ОАЭ Дубаи зафиксирует дефицит в 4,2 миллиарда дирхамов ($1,1 миллиарда долларов), пишет Lenta . ru со ссылкой на данные Bloomberg.

Накопленных странами финансовых резервов, точные цифры которых никому неизвестны, должно хватить надолго. Так называемые суверенные фонды арабских государств активно вели себя на мировой арене. По данным главы МИД Кувейта Мохаммеда аль-Сабах, потери арабских инвесторов оцениваются примерно в $2,5 трлн. Правда, в сфере интересов государственных стабилизационных фондов по уверениям арабских правительств, находились не акции, а недвижимость и государственные облигации, которые пока еще выглядят стабильно.

Тем не менее, определенные проблемы затронули и эти богатейшие монархии. Об этом, в частности, говорит и сокращение инвестиций в более бедные арабские страны. Египет прогнозирует падение вложений в текущем году вдвое. Тем не менее, о снижении финансирования внутренних социальных программ в странах Залива речь пока не идет.

Зато происходит постепенный отказ от американской валюты, сохранение которой пока обеспечивается негласным «мировым сговором». По информации швейцарского банка международных расчетов, за последние пять лет центробанки государств ССАГПЗ уменьшили долларовые накопления в своих золотовалютных резервах с 70 до 66%.

В конце декабря прошлого года страны ССАПГЗ договорились о создании Центробанка и введении собственной валюты, которая, очевидно, будет определяться уже относительно корзины валют из доллара, евро иены и британского фунта. Пока о сохранении собственной национальной валюты в ближайшей перспективе заявил только Оман. Остальные страны готовы к переходу на новую денежную единицу, о названии которой пока не сообщается.

Процесс всесторонней интеграции между участниками соглашения идет достаточно давно: в1983 году шесть государств вошли в зону свободной торговли, а в 2003 году был создан таможенный союз, что значительно активизировало торговлю. К слову в том же году Кувейт стал последней из стран организации привязавшей свой курс к американскому доллару. В 2009 году страны намерены дать старт созданию единой энерогсистемы.

Таким образом, страны Персидского залива неспешно и методично продвигаются к созданию арабского регионального союза, который учитывая ресурсные возможности и панарабистские геополитические перспективы, может стать глобальной силой на Ближнем Востоке. Впрочем, об антиамериканской направленности нового регионального игрока если и можно говорить, то с большой долей условности. Как водится, агрессивные антиамериканские настроения усиленно пропагандируются в арабских странах исключительно в целях внутреннего потребления, в качестве «опиума для народа».

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить