Потребительский пшик

Россияне вынуждены пересматривать параметры собственного потребления. Спрос не сокращается только там, где он неэластичен, то есть среди товаров повседневного потребления и роскоши.

Завязанный на мощном росте доступных кредитов бум потребительских «понтов» завершился. Сейчас будет происходить волнообразное перераспределение спроса и производители, избравшие неверные маркетинговые стратегии, начинают нести серьезные убытки.

Потребительский спрос аннигилируется и банками и самими потребителями, которые в срочном порядке стали пересматривать параметры личного бюджета. В ноябре текущего года банки увеличили портфели потребительского кредитования менее чем на 1%. А целый ряд банков сократили объемы выданных розничных кредитов. Банк Москвы, к примеру, снизил объем выданных физическим лицам кредитов на 2,2%, "Уралсиб" - на 0,1%, "ЮниКредит Банк" - на 0,5%, а Промсвязьбанк - на 6,6%, пишет Коммерсант. В то время как в октябре, когда бушевал кризис ликвидности, рост потребительского кредитования по инерции продолжался. Почему-то банки не хотели замечать явного ухудшения финансовых показателей. Еще в сентябре объем просроченных кредитов вырос сразу на 6,4%.

К концу года банки ужесточили требования по кредитам, однако и потребители уже не спешат купить что-то в долг. Существенно растущая просроченная задолженность по выплате зарплаты и общие негативные экономические ожидания способствуют осторожности и вызывают существенное снижение потребительской активности в сфере услуг. Спрос на отдых уже упал, хотя новогодние праздники еще вытягивают показатели туроператоров, причем за счет более дешевых постновогодних туров.

Розничная торговля фиксирует массовый переток спроса в направлении более дешевых продуктов. Это общее наблюдение, которое, судя по опросам, обязано своим появлением двум пересекающимся тенденциям в стратегии потребителя: покупать дорогое, но реже; покупать дешевое, но чаще. Это особенно характерно для продуктового ритейла и рынка одежды.

По данным КОМКОН в продуктовой линейке под ударом оказались товары-дополнения, такие как кондитерские изделия, йогурты, сыр, безалкогольные напитки. 17% опрошенных сообщили, что реже покупают сладкое. 31% стал покупать меньше мяса, а 9% отказались от него вовсе. Причем 8% заявили, что уже перестали покупать водку. Увеличение оборотов дискаунтеров и гипермаркетов фиксировалось еще ранее.

Потребление напоказ, которое, словно зараза охватило едва-ли не все российское общество, становится неуместным. Такие категории как экономичность, надежность, долговечность вновь выходят на первое место, особенно среди товаров длительного пользования. Худо лишь то, что современная капиталистическая экономика уже давно не производит товаров, для которых данные характеристики были бы приоритетным. Просто потому, что это невыгодно… Смещение, вероятно, будет происходить в пользу дешевизны и снижения стандартов качества до тех пор, пока это будет приносить прибыль на фоне сокращения расходов на заработную плату.

Весьма показательна в этом смысле ситуация с сетью ресторанов McDonald's. В то время как рестораторы во всем фиксируют снижение доходов по показателю так называемого среднего чека, что лучше всего свидетельствует об экономии посетителей, американская сеть фаст-фуда регистрирует довольно мощный приток клиентов. Сеть объявила о намерении открыть в следующем году в России 30 ресторанов и 15 кофеен. Причем продвижение идет под довольно хитрой антикризисной легендой. Людям, как правило, не свойственно признаваться в том, что они экономят на питании. А потому McDonald's предлагает «оздоровление» по дешевке, делая акцент на ассортименте салатов.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить