Байкал на "свалке цивилизации"?

Создается впечатление, что на южном Байкале, неподалеку от целлюлозно-бумажного комбината (печально знаменитого ЦБК) поселилось чудовище, которое питается отходами комбината.

201060.jpegИ оно настолько прожорливо и опасно, что люди предпочитают не бороться с ним, а ублажать. Иначе чем объяснить, что на протяжении полувека ЦБК одерживает победы над всеми, кто смеет идти против инего?!

Вот и сейчас вновь принято решение о возобновлении работы ЦБК. Комбинат "стоял" уже полгода, производство было остановлено до тех пор, пока не будет создан замкнутый цикл оборота воды. Общественность и правительство потребовали от хозяев комбината не сбрасывать ни грамма отравленной воды в озеро! Сделано ли это? Не факт…

Но "добро" на пуск ЦБК было дано, мол, нельзя срывать договоренности с Китаем, куда поступает целлюлоза с Байкала! Наверное, на уступку хозяевам ЦБК правительство не пошло бы, если бы они не заверили, что никакого вреда комбинат Байкалу не приносит. Более того, он даже весьма полезен, так как дает работу тысячам жителям Иркутской области, которые в случае исчезновения комбината останутся безработными.

Вот такой получился итог дискуссий, идущих уже добрые полвека вокруг ЦБК. Очередная эпопея борьбы с ним завершилась. Как и следовало ожидать, победой тех, кто заинтересован в работе этого комбината.

Так случилось в жизни, что практически с самого начала появления ЦБК на берегах Байкала мне пришлось в той или иной форме участвовать в дискуссиях, бушевавших вокруг него, работать в комиссиях, создаваемых на разных уровнях — от региональных до правительственных, часто и много контактировать с учеными, заинтересованными в судьбе Байкала. И, как ни парадоксально, каждый раз итог один и тот же: трубы ЦБК, будто в насмешку над всеми нами, продолжают выбрасывать ввысь струи дыма.

И видно их во всей южной части Байкала, если день выпадает ясный. Воздух тут чист и прозрачен, а оттого тебе кажется, будто цивилизация говорит природе: посмотри, как человек способен загаживать тебя. Получается весьма убедительно…

Хрущев "спрятал" комбинат на Байкале от чужих глаз. Это было в 50-е годы, когда он принимал решение о том, где должен находиться "секретный объект". У Никиты Сергеевича была страсть ко всему, что связано с оборонной техникой. Вот его и убедили, что Байкал — лучшее место для комбината, которому кроме секретности нужна и чистая вода. Восточная Сибирь в те годы начинала осваиваться, вот и согласился Хрущев на строительство комбината, без которого (ему так и говорили!) невозможно развивать современную авиацию и ракетостроение. В технические детали высшему руководству страны вникать нужды не было, а потому судьба комбината была решена стремительно. Всесоюзная комсомольская стройка закипела на берегах Байкала.

Сменщик Хрущева Брежнев оказался в более трудном положении: ему суждено было узнать об "ошибке" своего предшественника, мол, комбинат построен не в том месте, загрязняет он великое озеро. Но Леонид Ильич не мог признать, что и его "добро" было запрошено при начале строительства, более того, он "пробивал" комбинат во времена Хрущева, так как курировал в ЦК партии оборонную тематику. И об этом его соратники помнили хорошо.

Тогда Брежнев принял решение привычное: засекретить все, что связано с ЦБК! Нет, такого предприятия — и точка! Вышло специальное постановление ЦК партии и Совета Министра, где черным по белому запрещалось писать что-либо о комбинате. И на два десятилетия ЦБК исчез со страниц газет и экранов телевидения. Ну, а западным журналистам разрешений на посещение этого района страны просто не выдавали…

Правда, в недрах Академии наук и среди интеллигенции раздавались тревожные голоса о том, что загрязнение озера происходит. В ответ говорилось о хороших очистных сооружениях и о том, что сточные воды чисты и безвредны — их можно пить. Немногочисленным гостям, которым удавалось проникнуть на комбинат, непременно предлагали стакан набранной из Байкала воды и принуждали пить, мол, сами убедитесь, что жить будете!
Я тоже пил ту воду…

Но все-таки тревога о судьбе Байкала нарастала. Брешь удалось пробить через космос. С помощью специальной аппаратуры и по специальной программе с борта космического корабля была проведена тщательная съемка Байкала. И перед специалистами, а затем и общественностью открылась реальная картина его загрязнения. Она была не столь радужной, как хотелось чиновникам.

Одной из граней "перестройки Горбачева" было создание Правительственной комиссии по Байкалу. Мне довелось в ней поработать.

Сразу скажу: были установлены практически все источники загрязнений Великого Озера. Комбинат не играет в этом главную роль. Особую опасность представляют потоки грязи, идущие по Селенге, другим рекам, впадающим в Байкал, потоки отходов промышленных районов Восточной Сибири, загрязнение берегов и так далее. Реальная угроза для Байкала — это транзит нефти, строительство нефтехранилищ и нефтепроводов, засорение берегов.

Но, безусловно, свою роль играет и комбинат. В том районе, где находится, он — главный загрязнитель.

201061.jpegНадо сказать, что на ЦБК, пожалуй, лучшие в мире для такого рода предприятий очистные сооружения. Их стоимость — огромная! Как мне кажется, они обошлись государству гораздо больше, чем сам комбинат. И наверняка, никакая его продукция никогда не сможет оправдать эти затраты.

Именно потому несколько раз принималось решение о закрытии комбината, о перепрофилировании его. Это разумно, понятно и объяснимо. Рядом возник уже город, где живут тысячи людей. Им нужно дать работу…. Однако изменился строй, комбинат был продан. Ясно, что куплен он был с единственной целью: получать прибыль.

Когда государство полностью владело ЦБК и городом, еще можно было говорить о "перепрофилировании". Сейчас оно нереально. Новые хозяева постепенно "прибирают" Байкал в свои объятия. Речь идет уже о создании в этом районе мощного промышленного центра, где к гидроэлектростанциям присоединятся новые алюминиевые заводы, сырье для которых будет привозиться из Африки. И даже катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС не способна остановить подобные планы, она лишь притормозила их осуществление…

А теперь об ученых, на которых часто ссылаются чиновники.

Мне довелось побывать в Иркутском научном центре РАН, познакомиться с ведущими учеными, которые свою жизнь посвятили Байкалу. Разногласий у них нет: они знают, что и как надо делать, чтобы сохранить Озеро. В том числе, и академик Михаил Александрович Грачев, директор Лимнологического института — самый авторитетный специалист по Байкалу.
Я спросил академика о ситуации. Он ответил так:

— Загрязняется Байкал или нет? Конечно, загрязняется. И с этим надо бороться. Но согласиться с утверждением, что вся система Байкала загрязнена необратимо, не могу. Мол, "пора тушить свет"! Факты и исследования говорят о другом. Наука не может оперировать понятиями "большое", "катастрофическое", "маленькое" и так далее. Нужны конкретные данные. Раньше их не было. Я имею в виду то время, когда поднялся шум вокруг Байкала. Его начали гуманитарии. Им трудно оценивать реальную ситуацию, так как захлестывают эмоции. Я же говорю о том, что есть, а не том, что может быть или что кажется.

Это сама система Байкала так эффективно работает?
— Это огромная система. По сравнению с ней тот же целлюлозно-бумажный комбинат — песчинка. Известный популяризатор науки Я. Перельман писал, что если все человечество утопить в Байкале, то уровень воды в нем повысится на пять миллиметров. С тех пор прошло более полувека, человечество увеличилось почти вдвое, значит, и уровень поднимется еще на 5 миллиметров! По-моему, этот пример дает довольно точное представление о масштабах объекта, который именуется "Байкал". Так что загрязнить его очень сложно и дорого, для этого, пожалуй, не хватит промышленности даже самых развитых стран.

Итак, есть ли опасности на Байкале, с которыми нужно бороться? Или все замечательно и все хорошо — такое впечатление может создаться у тех, кто познакомится с записью нашей беседы?
— Конечно, не все "замечательно" и не все "хорошо". Особенно сильно захламлены берега, где есть поселения и куда добираются туристы. Везде валяется мусор, старые корабли ржавеют у воды. Ну и, конечно, предприятия, что находятся по берегам, вносят свою лепту в загрязнение озера. В первую очередь, речь идет о ЦБК. Когда его проектировали и начинали строить, не думали о том, как он будет влиять на воду и на атмосферу. Современных критериев и оценок не существовало.

А если бы сегодня пришла идея построить такое предприятие, какой главный аргумент был бы "против"?
— Изменяется ландшафт Байкала! И с этим спорить невозможно. Если по воде или воздуху еще можно как-то дискутировать, то такой аргумент бесспорен. И не место комбинату на Байкале! Это очевидно каждому нормальному человеку, а не только экологу. Проблема гуманитарная, правовая…

Есть несколько районов в стране, где давно уже природа уничтожена. Тут не встретить ни деревьев, ни кустарника, ни травы, а речки и ручейки несут коричневые и синие воды. Здесь когда-то были рудники и медеплавильные заводы, а теперь остались только отвалы с пустой породой…

Такие места не только у нас, но и во всем мире называют "свалками цивилизации". Не исключено, что и район Байкала из-за своих несметных природных богатств может превратиться именно в такую "свалку".

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить