Сегодня — второй тур выборов президента Украины. Юлия Тимошенко как политик куда ярче Виктора Януковича. Но у лидера регионалов — более слаженная команда. А победу тому или другому должны принести голоса бывших соперников. О том, с какими результатами кандидаты подошли ко второму туру, "Правде.Ру" рассказал украинский политолог Алексей Ковалев.
Если не случится никаких сюрпризов вроде нового Майдана, в ближайшее время страна узнает имя нового главы государства.
По итогам первого тура, Виктор Янукович опередил Юлию Тимошенко более чем на десять процентов (35, 32 против 25, 05). И все три недели между двумя голосованиями и эксперты, и граждане гадали: сумеет ли действующий премьер-министр ликвидировать отставание.
В этом смысле очень важно, как проголосуют украинские избиратели, отдавшие свои голоса в первом туре выбывшим из гонки кандидатам. За 15 суток до дня выборов публикация результатов социсследований запрещена, это правило касается и второго тура. В связи с этим могу привести только оценки одного непубличного исследования без ссылки на источник.
За Тимошенко во втором туре намерены проголосовать около четверти сторонников Сергея Тигипко (занявшего третье место с 13 процентами), около 40 процентов избирателей Арсения Яценюка (набравшего семь процентов), и около 60 процентов поклонников Виктора Ющенко (результат в первом туре — чуть менее пяти с половиной баллов).
В свою очередь, Януковичу вроде бы планировали отдать голоса около 60 процентов лидера Компартии Петра Симоненко (три с половиной процента в первом туре), около 40 процентов избирателей Тигипко и более 15 — Яценюка. Около восьми процентов избирателей намерены проголосовать против обоих кандидатов, примерно столько же — не определились.
Общественное мнение — штука изменчивая и в любой момент настроения избирателей могут, теоретически, развернуться в другом направлении. Впрочем, за последние годы электоральная ситуация на Украине стабилизировалась, и шансов на сюрпризы стало меньше, чем раньше. Причина устойчивости — качественные отличия двух политических команд.
Виктор и его команда
Виктора Януковича нельзя назвать публичным политиком. Неумение своевременно подбирать нужные слова, быстро ориентироваться в споре с политическими оппонентами или журналистами — это уже давно его слабость. Даже верные сторонники лидера Партии регионов не могут представить себе Януковича, остроумно и сходу отвечающего на вопросы корреспондентов, настроенных зачастую весьма недоброжелательно. Случались даже проколы вроде недавнего, когда он назвал Чехова "украинским поэтом".
Но значительная часть украинских граждан уже не считает этот недостаток дважды премьер-министра признаком профнепригодности. Последние пять лет украинской политики были периодом непрекращающегося балагана, причем в рабочее время. Поначалу это забавляло, но затем, в особенности с началом кризиса, многие осознали, что политический спектакль вместо кропотливой работы — удовольствие не из дешевых.
Читайте также: Грузинский "оранжевый десант" готовится к высадке в Одессе?
Возник спрос на руководителя, который способен без лишних слов обеспечить слаженную работу подчиненных. Для президента страны, возможно, этого и маловато, но Янукович — человек команды, и он всегда может опереться на людей, которые уже несколько лет находятся рядом с ним. Добрая половина команды Януковича — люди дела.
Есть там, конечно, и олигархи, и политтехнологи, и профессиональные "говорящие головы", но ими может похвастаться любой из кандидатов.
Во времена Леонида Кучмы народ соскучился по зрелищу. Но в условиях, когда хлеба стало меньше, чем необходимо для сносной жизни, "оранжевое" шоу превратилось для многих украинцев из объекта умиления в фактор, вызывающий нескрываемое раздражение.
Юлия Тимошенко — one woman business
В англоязычном бизнес-лексиконе существует термин one man business, то есть "дело, которое целиком и полностью держится на одном единственном человеке". Бизнес такого рода крайне уязвим. Например, если босс в отъезде или заболел, дело стопорится. Блок Юлии Тимошенко — классический пример one woman business. Как личность действующий премьер куда ярче своего оппонента по второму туру. Но…
В отличие от Януковича, которого в свое время выдвинула команда, ее блок — это локомотив, к которому прицепилась самая разношерстная публика. Примерно пятая часть команды "женщины с косой" — выходцы из бизнеса. Они — спонсоры проекта "Юлия Тимошенко", и, сделав в свое время ставки, рассчитывают на солидные дивиденды в случае победы.
Раньше политическое чутье не изменяло Тимошенко. Выбирая между Россией и США, она в свое время сделала ставку на более внушительную Америку, затем плавно переключилась на объединенную Европу. Теперь неплохо бы повернуться лицом к России. Но иметь основу электората в западных областях и одновременно демонстрировать доброжелательность к Москве — такой фокус не под силу даже ей.
…Итак, кандидаты всё сказали, их советники поработали, социологи прикинули все шансы. Слово — украинскому народу.