Украина выбирает между харизмой и слаженной командой

Сегодня — второй тур выборов президента Украины. Юлия Тимошенко как политик куда ярче Виктора Януковича. Но у лидера регионалов — более слаженная команда. А победу тому или другому должны принести голоса бывших соперников. О том, с какими результатами кандидаты подошли ко второму туру, "Правде.Ру" рассказал украинский политолог Алексей Ковалев.

Если не случится никаких сюрпризов вроде нового Майдана, в ближайшее время страна узнает имя нового главы государства.

По итогам первого тура, Виктор Янукович опередил Юлию Тимошенко более чем на десять процентов (35, 32 против 25, 05). И все три недели между двумя голосованиями и эксперты, и граждане гадали: сумеет ли действующий премьер-министр ликвидировать отставание.

В этом смысле очень важно, как проголосуют украинские избиратели, отдавшие свои голоса в первом туре выбывшим из гонки кандидатам. За 15 суток до дня выборов публикация результатов социсследований запрещена, это правило касается и второго тура. В связи с этим могу привести только оценки одного непубличного исследования без ссылки на источник.

За Тимошенко во втором туре намерены проголосовать около четверти сторонников Сергея Тигипко (занявшего третье место с 13 процентами), около 40 процентов избирателей Арсения Яценюка (набравшего семь процентов), и около 60 процентов поклонников Виктора Ющенко (результат в первом туре — чуть менее пяти с половиной баллов).

В свою очередь, Януковичу вроде бы планировали отдать голоса около 60 процентов лидера Компартии Петра Симоненко (три с половиной процента в первом туре), около 40 процентов избирателей Тигипко и более 15 — Яценюка. Около восьми процентов избирателей намерены проголосовать против обоих кандидатов, примерно столько же — не определились.

Общественное мнение — штука изменчивая и в любой момент настроения избирателей могут, теоретически, развернуться в другом направлении. Впрочем, за последние годы электоральная ситуация на Украине стабилизировалась, и шансов на сюрпризы стало меньше, чем раньше. Причина устойчивости — качественные отличия двух политических команд.

Виктор и его команда

Виктора Януковича нельзя назвать публичным политиком. Неумение своевременно подбирать нужные слова, быстро ориентироваться в споре с политическими оппонентами или журналистами — это уже давно его слабость. Даже верные сторонники лидера Партии регионов не могут представить себе Януковича, остроумно и сходу отвечающего на вопросы корреспондентов, настроенных зачастую весьма недоброжелательно. Случались даже проколы вроде недавнего, когда он назвал Чехова "украинским поэтом".

Фото: AP

Но значительная часть украинских граждан уже не считает этот недостаток дважды премьер-министра признаком профнепригодности. Последние пять лет украинской политики были периодом непрекращающегося балагана, причем в рабочее время. Поначалу это забавляло, но затем, в особенности с началом кризиса, многие осознали, что политический спектакль вместо кропотливой работы — удовольствие не из дешевых.

Читайте также: Грузинский "оранжевый десант" готовится к высадке в Одессе?

Возник спрос на руководителя, который способен без лишних слов обеспечить слаженную работу подчиненных. Для президента страны, возможно, этого и маловато, но Янукович — человек команды, и он всегда может опереться на людей, которые уже несколько лет находятся рядом с ним. Добрая половина команды Януковича — люди дела.

Есть там, конечно, и олигархи, и политтехнологи, и профессиональные "говорящие головы", но ими может похвастаться любой из кандидатов.

Во времена Леонида Кучмы народ соскучился по зрелищу. Но в условиях, когда хлеба стало меньше, чем необходимо для сносной жизни, "оранжевое" шоу превратилось для многих украинцев из объекта умиления в фактор, вызывающий нескрываемое раздражение.

Юлия Тимошенко — one woman business

В англоязычном бизнес-лексиконе существует термин one man business, то есть "дело, которое целиком и полностью держится на одном единственном человеке". Бизнес такого рода крайне уязвим. Например, если босс в отъезде или заболел, дело стопорится. Блок Юлии Тимошенко — классический пример one woman business. Как личность действующий премьер куда ярче своего оппонента по второму туру. Но…

В отличие от Януковича, которого в свое время выдвинула команда, ее блок — это локомотив, к которому прицепилась самая разношерстная публика. Примерно пятая часть команды "женщины с косой" — выходцы из бизнеса. Они — спонсоры проекта "Юлия Тимошенко", и, сделав в свое время ставки, рассчитывают на солидные дивиденды в случае победы.

Раньше политическое чутье не изменяло Тимошенко. Выбирая между Россией и США, она в свое время сделала ставку на более внушительную Америку, затем плавно переключилась на объединенную Европу. Теперь неплохо бы повернуться лицом к России. Но иметь основу электората в западных областях и одновременно демонстрировать доброжелательность к Москве — такой фокус не под силу даже ей.

…Итак, кандидаты всё сказали, их советники поработали, социологи прикинули все шансы. Слово — украинскому народу.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Алексей Ковалев
Алексей Ковалев — журналист, внештатный корреспондент международного раздела Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить