Сомалийские пираты под флагом "Аль-Каиды"?

В то время как мировое сообщество чуть ли не на всех своих форумах обсуждает проблему морского пиратства и рассуждает о способах борьбы с ним, сомалийские корсары спокойно, скорее, даже буднично продолжают захваты судов в Аденском заливе и в районе Африканского рога.

Четвертым судном, попавшим в руки пиратов уже в нынешнем году, стал сухогруз "Рим" под флагом КНДР, шедший с Украины в Индию. Имеющий грузоподъемность 4800 тонн, он принадлежит ливийской компании "Уайт Си Шиппинг" /White Sea Shipping, Триполи/. Пираты взяли это судно на абордаж 3 февраля в Аденском заливе у южного побережья Йемена. Захват судна подтвердили экипаж корабля ВМС США Porter и летчики вертолета с американского корабля Farragut, находившиеся в этой части залива.

Странно, что ни те, ни другие не воспрепятствовали пиратам, а лишь констатировали случившийся прискорбный факт. Выходит, оплошали! Ранее в январе морские разбойники захватили индонезийский танкер Pramoni и британский автомобилевоз Asian Glory. В конце месяца их добычей стал еще и камбоджийский сухогруз.

По данным Международного морского бюро, в 2009 году сомалийские пираты совершили 217 нападений и захватили 47 судов. В заложниках у них побывало 867 моряков.

Почему же мировое сообщество продолжает терпеть этот беспредел на одной из самых оживленных морских артерий? Время от времени в СМИ появляются победные реляции о том, что китайские, или индийские, или российские военные моряки отпугнули корсаров от очередного каравана. Но лишь только ОТПУГНУЛИ. Вот если бы военно-морские силы мировых держав взяли на себя миссию беспощадного уничтожения пиратов в любой точке мирового океана, то с таким атавизмом прошлого, возможно, было бы покончено раз и навсегда.

Однако мир готов обсуждать какие угодно вопросы, но только не согласованное всеми странами объявление пиратов "вне закона". Пресловутые международные юридические нормы не позволяют даже судить пойманных с поличным морских разбойников в тех странах, чей флот их задержал. А поскольку грузовые суда, становящиеся добычей, зачастую принадлежат судоходной компании одной страны, а ходят под флагом совсем другой, то неизвестно, где должен проходить суд над пиратами, с которыми в прошлые века расправлялись без суда и следствия.

Читайте также: Борьба с пиратами, или Миссия невыполнима-2010?

Фото: AP

А пока политики запутались в трех юридических соснах, морские бандиты продолжают получать миллионы долларов выкупа. Так, за освобождение греческого грузового судна Filitsa сомалийским пиратам заплатили предположительно от двух до трех миллионов долларов (такова запрашиваемая ими стандартная такса). Filitsa с грузом карбамида на борту, следовавшая в южноафриканский Дурбан, была захвачена 11 ноября 2009 года в 740 километрах северо-восточнее Сейшельских островов. Хозяин судна — компания Order Shipping подтвердила факт выкупа, не открывая его размеров.

Экипажи остальных кораблей, захваченных пиратами, все еще ждут, когда их владельцы выплатят бандитам запрашиваемые суммы. Порой напрашивается крамольный вывод, что существование сомалийских пиратов и их преступный промысел выгодны не только им самим. За эти годы сложилась целая сеть разного рода посредников между пиратами и судовладельцами. Но почему-то никто не интересуется каналами связи, через которые проходят миллионы долларов выкупа. Неужели грозный Интерпол не в состоянии отследить, к кому ведут эти миллионные счета?

Получается, что проще платить миллионы долларов за выкуп захваченных судов, чем потратить те же миллионы на снаряжение военной экспедиции, чтобы вызволить суда и их экипажи из плена, а заодно покончить с осиными гнездами пиратов.

Захват ливийского сухогруза "Рим", следовавшего под флагом КНДР, похоже, станет еще одним доказательством этого предположения.

Сомали, где находятся пиратские базы, как единое государство перестало существовать еще в 1991 году, с падением диктаторского режима Сиада Барре. В настоящее время в качестве единственной законной власти в стране международное сообщество признает Федеральное правительство Сомали, которое фактически контролирует лишь часть столицы — города Могадишо.

В остальном эта африканская страна представляет собою так называемую "территорию команчей", которую не контролирует никто.

Америка и ее союзники озабочены искоренением "Аль-Каиды" в Ираке, Афганистане, Пакистане, Йемене. Но почему-то никто не обращает внимания на Сомали, где "Аль-Каида" в 80-е годы прошлого столетия делала свои первые шаги. Почему-то ни у кого не возникает даже мысли поискать связь между "Аль-Каидой" и сомалийскими пиратами. Хотя, если задуматься, то пиратский промысел вполне может быть одним из источников финансирования террористической организации, таким же, как наркобизнес в Афганистане.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить