Лучшее средство от иномарок

Новым хозяевам "ГАЗа" не выгодно производить легковушки?
Для чего российские атопроизводители с таким остервенением добивались от правительства введения повышенных пошлин на подержанные иномарки? Ведь если топ-менеджеры не умеют определять спрос, то их следует уволить, и принять на работу тех, кто умеет и считать, и планировать. Для чего металлургическим магнатам захватывать автомобильный гигант, если у них нет необходимого персонала и нет ни стратегического, ни даже тактического плана развития отрасли, подготовленного профессионалами? Получается, что российское автолобби "изнасиловало" правительство, чтобы после расписаться в своем полном бессилии? Не совсем так.

 

Когда топ-менеджеры "Сибирского алюминия" ("Базового элемента" ) готовили фактический захват Горьковского автомобильного завода ( "ГАЗ" ), лучше всего они проработали план PR -прикрытия . Во-первых, по информации "ПРАВДЫ.Ру", практически со всеми российскими центральными СМИ были заключены контракты на "блокировку" информации о том, что на заводе будет происходить. Тогдашние (не "Сибаловские") топ-менеджеры "ГАЗа" были в шоке: каждый день руководство завода вместе и по отдельности ломали "через колено" , но российские СМИ (даже старые партнеры завода, которые многие годы неплохо зарабатывали на рекламе его продукции) молчали. Молчало телевидение, молчали центральные газеты, отмалчивался Рунет.

 

Когда новые хозяева угнезились на "ГАЗе", первым делом они отстранили от дел тех менеджеров, на которых, собственно, и держался весь производственный процесс. Вместо них в спешном порядке назначались новые начальники — из алюминиевой, нефтяной, банковской области. Ни одного специалиста по профилю. "Дружественная" новым хозяевам пресса в это время щедро "сливала" информацию о коррумпированности прежнего руководства автогиганта, о том, что на "ГАЗе" автомобили собирали под присмотром "бойцов" преступных группировок, о том, что заводом самовластно распоряжается мафия, и вырученные деньги вместо российского бюджета идут в преступные "общаки". Очевидно, не без участия PR -управления "Сибала" в прессе появился слух, что "взять на себя" автопром алюминиевому королю России Олегу Дерипаске "порекомендовали" на "самом верху" - в Кремле . Выяснить сейчас, сколько во всех тех сообщениях было правды, а сколько лжи, видимо, уже не удастся.

 

Тем не менее, вскоре стало очевидно — новые начальники ничего не пронимают в производстве автомобилей. Они шокированы цифрами затрат и крайне разочарованы уровнем прибыли . Но и действительно, автопром принципиально отличается от добычи бокситов и производства алюминия-сырца. Поэтому никакая "оптимизация" управления заводом результатов не давала.

 

В августе этого года производство "Волг" на "ГАЗе" уже приостанавливали. Олег Дерипаска объяснил остановку конвейера двумя факторами. Во-первых, тем, что российские производители металлов, необходимых для производства автомобилей, слишком много запросили за свою продукцию. Но это был не главный тезис. А, во-вторых, тем, что в страну ввозится слишком много подержанных иномарок. Это и был сигнал для массированной атаки российских автопроизводителей на российскую же власть.

 

Причем первоначально автолобби требовало поднять пошлины не только на семилетние машины. А начиная от трех или пяти лет. Более того, выдвигалось требование ограничить срок эксплуатации старых иномарок. Запретить автомобили с правым рулем. И таким образом вычеркнуть "из жизни" весьма значительную часть всего российского автопарка. Дошло дело до того, что лоббисты даже предложили ограничить срок эксплуатации старых автомобилей советского производства, и списать большую часть "копеек", "москвичей" и другой дореформенной "рухляди".

 

В этой ситуации даже благоволящий лоббистам глава Минпромнауки Илья Клебанов , похоже, опешил. Запретить почти весь существующий автопарк страны, свести к тонкому ручейку импорт, и вынудить россиян покупать по высоким ценам ту продукцию, которую автозаводы производят сейчас. Для правительства эти требования оказалось невыполнимы. Особенно, если учесть, что отечественные автомобили не пользуются слишком уж массовой популярностью в народе. Премьеру Михаилу Касьянову в итоге пришлось объяснить зарвавшимся доморощенным монополистам, "где в кране вода" . Он потребовал от них стратегической программы развития отечественного автомобилестроения и гарантий того, что через 10 лет после введения повышенных пошлин, в стране появится соответствующий всем мировым нормам конкурентоспособный отечественный легковой автомобиль.

 

Сгоряча автопроизводители согласились, и частично получили то, что просили — увеличение пошлин на семилетние иномарки. И после этого выяснилось, что российские легковушки не спасает ничто. Потому что люди не хотят их покупать. Потому что дельцыавторынков умеют планировать и считать лучше, чем супервысокооплачивамые менеджеры Олега Дерипаски на "ГАЗе". Воротилы, опережая лоббистов, сумели ввезти в Россию старых иномарок с солидным "запасом". И резкого увеличения продаж "Лад" и "Волг" не произошло. Наоборот — случилось то, чего в автопроме боялись больше всего, — небывалое затоваривание. Пришлось временно остановить конвейеры "ВАЗа" . На очереди конвейер "ГАЗа".

Руководство "ГАЗа" заявляет сегодня, что в России невыгодно производить легковые автомобили. Бывшие алюминиевые, а сегодня автомобильные маркетологи, высчитали — спрос на "Волги" не превысит 50 тыс. штук в год . А для того, чтобы их производство не было убыточным, нужно производить (и, соответственно, продать) хотя бы 90 тыс . А столько, понятное дело, россияне не купят. Иными словами, речь идет о прекращении производства на "ГАЗе" легковых автомобилей вообще. На некий неопределенный срок. А поскольку пошлины введены, и депутаты Госдумы на днях отказались их отменять, речь может идти о грандиозной операции по уничтожению авторынка страны как такового. Когда дефицит легковушек станет просто катастрофическим, "ГАЗ" и "Ваз" легко освободят свои под завязку затоваренные склады. Причем, по любой выгодной для них цене. И организуют тот рынок, который устраивает их, а не потребителей. Понятно, что в этом смысле ин никакое втупление в ВТО не нужно. Никогда.

Видимо, можно не объяснять, что такого рода комбинации не имеют никакого отношения к рыночной экономике и конкуренции. Это чистейшей воды монополизм . Российские автопроизводители отнюдь не идиоты. Они добились пошлин не для того, чтобы сообщить о своей преждевременной кончине. А для того, чтобы окончательно подмять под себя страну, и насильно заставить всех нас покупать "консервные банки" на колесах, которые большинство из нас покупать не хочет.

 

Можно назвать очень хорошим признаком нервную реакцию Нижегородского территориального управления министерства по антимонопольной политике России ( НТУ МАП ) на намерение руководства "ГАЗа" снизить вдвое объем производства "Волг". НТУ МАП объявило, что намерено самостоятельно определить объем спроса на легковые автомобили марки "ГАЗ" и разобраться в причинах снижения производства. Об этом РИА "Новости" сообщил сегодня начальник отдела по ограничению монополистической деятельности на товарных рынках НТУ МАП Игорь Девятайкин .

Способ, которым антимонопольщики собираются все это выяснять, выглядит довольно трогательно. Но это все равно лучше, чем вообще ничего не делать. Территориальное управление начало проводить анкетирование среди физических лиц и организаций оптово-розничной торговли, приобретающих легковую продукцию "ГАЗа" для продажи. Кроме того, как сообщает РИА "Новости", в анкете содержатся вопросы, которые позволят выяснить повысится ли конкурентоспособность "Волги", по сравнению с иномарками, если на российский автомобиль установить газобаллонное оборудование.

Как пообещал руководитель НТУ МАП Геннадий Гудков , вопросы, на которые предложено ответить дилерам, согласованы с Министерством по антимонопольной политике ( МАП ), а сам опрос будет проводиться во всех регионах страны — от Калининграда до Сахалина. НТУ МАП рассчитывает получить результаты этого опроса уже к середине декабря . "Если мы выясним,- сказал Геннадий Гудков,- что спрос составляет 90 тыс. машин и более, то теруправление, согласно антимонопольному законодательству, имеет право потребовать от автозавода не создавать дефицит на рынке".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить