Индия готовится к войне. На два фронта...

Индия готовится к войне с Китаем и Пакистаном. Столь громкое заявление сделал на днях главнокомандующий индийской армии Дипак Капур. И пояснил: это обусловлено пересмотром Индией прежней военной доктрины "в новых условиях".

"Пакистанский фронт", — с удовлетворением отметил генерал, был укреплен еще в 2005 году, с созданием отдельной группировки войск на юго-западном направлении. И теперь, мол, Индия сосредоточилась на том, чтобы соорудить противовес Китаю. Оба направления — юго-западное и северо-восточное — будут считаться одинаково важными.

Громогласные признания индийского главкома вызвали мгновенную реакцию и с "юго-запада", и с "северо-востока".

Пакистанские официальные лица заклеймили и "коварные планы", и "гегемонистическое и шовинистическое мышление" руководства Индии. Призвали международное сообщество не оставаться безучастным. Обратились к Соединенным Штатам с просьбой в ответ на "агрессивные устремления" Дели сконцентрировать свои войска вдоль пакистано-индийской границы. Поставив тем самым Америку в непростое положение.

Прошли те времена, когда она безоговорочно поддерживала Исламабад в его конфликте с Дели. Достаточно вспомнить об историческом визите в Индию в минувшем году госсекретаря Хилари Клинтон, которая там заключила многомиллиардные контракты в сферах энергетики и военно-технического сотрудничества.

А вот Китай отреагировал на угрожающее заявление довольно сдержанно, ограничившись выражением обеспокоенности, не более того.

Следует отметить, что агрессивные устремления Индии по отношению к Пакистану никого в мире не удивили. Это противостояние, можно сказать, историческое, оно не прекращается с момента возникновения двух независимых государств. И пять раз (в 1947 — 49, 1965, 1971, 1998 — 99 и 2001 — 02 гг.) выливалось в военные столкновения.

Читайте также: В отношения Индии и Пакистана вновь "вмешались" террористы

Что же касается угроз в адрес Китая — это неожиданность. Особенно на фоне того, что до самого последнего времени министры обороны обоих государств обсуждали вопросы своего сотрудничества.

"Да, на первый взгляд, обострение наступило неожиданно, — подтвердила этот факт в беседе с "Правдой.Ру" заведующая сектором индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. — Однако нельзя забывать, что в отношениях между Индией и Китаем существует ряд территориальных споров. И довольно давних".

Фото: AP

Она привела такой факт. В 1913-14 гг. китайская сторона оспаривала проведенную англичанами так называемую линию Маклабона. В результате часть территорий в Гималаях была приписана к британским индийским колониям. В 1962 году это привело к полномасштабному вооруженному конфликту, верх в котором взял Китай, установив контроль над частью спорных территорий.

"Но я не исключаю, — сказала наша собеседница, — что заявление главкома было пиаровским ходом. В конце концов, армия должна оправдывать свое дорогостоящее существование. Тем более что в последнее время ситуация в Гималаях перестала быть таким уж серьезным камнем преткновения".

Заместитель директора Института Дальнего Востока, профессор МГИМО Сергей Лузянин в своем интервью "Правде.Ру" особо подчеркнул неоднозначность и даже противоречивость сегодняшних китайско-индийских отношений. "С одной стороны, — говорит он, — Пекин и Дели активно развивают всесторонние отношения. В экономическом плане эти две страны вообще взаимозависимы. Сейчас Индия и Китай — это два гиганта, испытывающие экономический подъем. Что находит отражение и в политике".

Как далее пояснил профессор, те и другие (благодаря своему возросшему влиянию) стремятся занять заметные позиции в мире. И в экономической, и в политической сфере. Он напомнил, что стороны участвуют в проекте РИК (Россия, Индия и Китай), направленном на выстраивание многополярного мира в противовес гегемонии США. "Поэтому, — резюмирует эксперт, — вопросы взаимных стратегических связей для Индии и Китая перевешивают имеющиеся взаимные обиды".

Однако эти отношения омрачает "наследие прошлого" — неурегулированные территориальные споры. Кроме того, негативное влияние на развитие двусторонних связей оказывало и то обстоятельство, что Индия разрешила пребывание на своей территории Далай-ламы, которого в Китае считают опасным сепаратистом. "Исторические раны" обостряются и региональным соперничеством двух гигантов.

Очень похоже, что слова индийского генерала имели сугубое PR-назначение. А если все же Дипак Капур серьезно высказался относительно новой доктрины и войны "на два фронта"? Какие она сулит шансы его армии?

"Сразу стоит сказать, что такую войну индийской стороне выиграть будет довольно сложно, — сказал, отвечая на вопрос "Правды.Ру", заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Китай и Пакистан находятся в союзнических отношениях. Поэтому, если Индия начнет с кем-то из них войну, ей автоматически придется воевать с двумя противниками сразу. И если противостояние с Пакистаном оканчивалось для неё удачно, то в случае с Китаем все обстоит наоборот".

При этом Храмчихин отмечает такой факт: большая часть индо-китайской границы проходит высоко в горах, что не позволит Дели и Пекину вступить в глобальное столкновение. "В этом случае, — полагает эксперт, — стороны смогут использовать лишь отдельные подразделения, специально подготовленные для ведения войны в подобных условиях. Но, с другой стороны, ситуация для Индии усложняется тем, что по сути, она окружена сетью китайских военных баз — в Бангладеш, Мьянме и на Мальдивах".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить