Российские регионы ждет объединение?

200012.jpegВ четверг спикер Госдумы, председатель высшего совета "Единой России" Борис Грызлов выступил с целой серией важных инициатив. В частности, он предложил объединить дотационные регионы с самодостаточными, упразднить двухпалатные региональные парламенты и вдобавок ко всему - отказаться от разнобоя в названиях руководителей субъектов федерации. Грызлов сообщил, что эти вопросы он от лица партии власти намерен поставить на предстоящем Госсовете.

Читайте также по теме: Россия модернизирует и политическую сферу

По мнению спикера Госдумы, статусом субъекта Федерации может обладать только тот регион, который способен сам себя обеспечить. Иными словами, прокормить. "Субъект Федерации - это высокое звание. Субъект Федерации должен этому званию соответствовать. По моему мнению, не должно быть несамодостаточных субъектов РФ", - сказал Грызлов.

Он уверен, что субъект Российской Федерации не имеет права называться субъектом, если живет за счет других регионов. "Нужно либо менять подходы к работе в таком субъекте РФ, либо объединяться с другим субъектом, чтобы эта территория была самодостаточной, - цитирует спикера парламента РИА Новости. - Есть земля, полезные ископаемые, есть рабочие руки. Не понимаю, почему субъект в этой ситуации не может быть самодостаточным".

В России, действительно, подавляющее число регионов получает дотации из федерального центра. Так, по данным СМИ, по итогам 2009 года в числе нуждающихся в финансовой подпитке оказались около 70 субъектов РФ. В России, напомним, всего 83 субъекта.

Среди лидеров "рейтинга дотационности" традиционно значатся северокавказские республики. К примеру, Чеченская республика на 95 процентов финансируется из федерального бюджета. Ее социально-экономическое развитие напрямую зависит от регулярности и своевременности поступлений.

Как следует из последнего обнародованного Минрегионразвития рейтинга, среди наиболее зависимых от финансовой помощи субъектов значились Республика Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Республика Адыгея, Северная Осетия - Алания, Еврейская АО, Камчатская область, Республика Калмыкия, Алтайский край, Республика Бурятия.

Благодаря денежным вливаниям из центра выживают и бюджеты таких регионов, как Читинская, Курганская, Пензенская, Тамбовская области. В этом же списке и Республика Марий Эл. К примеру, объем финансовой помощи в 2006 году "несамостоятельным" субъектам Российской Федерации из федерального бюджета превысил 440 миллиардов рублей. Очевидно, в минувшем, кризисном году эта цифра возросла довольно существенно.

Впрочем, по мнению Бориса Грызлова, исключения все же могут быть - например,  территории с тяжелыми климатическими условиями.

Стоит отметить, что постепенное укрупнение регионов в России идет уже не первый год. В 2008 году состоялось объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Ранее были объединены Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, Камчатская область и Корякский автономный округ. По итогам референдума Пермская область соединилась с Коми-Пермяцким автономным округом.

Да и сама тема дальнейшего объединения регионов, в принципе, не нова. Так, ранее в пользу укрупнения регионов за счет объединения "доноров" с дотационными территориями высказывались многие известные политики. С начала 2000-х поговаривали о возможном объединении Псковской и Новгородской областей, обсуждались варианты объединения Ненецкого автономного округа с Республикой Коми, либо включение его в Архангельскую область.

"Проект по укрупнению и унификации регионов полезен для РФ, - убежден заместитель генерального директора Фонда "Центр политических технологий" СНГ Сергей Михеев. - Слишком большое количество регионов и сам характер несимметричной Федерации, где одни регионы имеют больше прав, а другие - меньше, с юридической точки не вполне корректен, и с точки зрения эффективности недостаточно продуктивен".

Что касается объединения дотационных и самодостаточных регионов, то, по мнению политолога, в каждом конкретном случае тут необходимо исходить, прежде всего, из принципов эффективности и целесообразности. "Думаю, что здесь нужен индивидуальный подход, но в целом, наверное, такой подход в ряде случаев возможен, - отмечает  политолог. - Не знаю, насколько он применим ко всем субъектам Федерации, но если этому способствуют география, специфика территориально-производственного развития и, местная экономическая структура, то это возможно".

"Мне кажется, сама по себе идея укрупнения регионов воспринимается большинством достаточно200013.jpeg позитивно, - в свою очередь отмечает депутат Госдумы РФ Сергей Марков. - Поскольку некоторые регионы действительно очень и очень слабые". По мнению политолога, эта идея неспешно и аккуратно прорабатывается с разными регионами, причем вполне позитивно. Сергей Марков уверен, что объединение субъектов Федерации будет продолжено и дальше.

"Вторая линия, - продолжает эксперт, - будет связана с неким "сшиванием" российского политического пространства". Речь, заметим, идет об унификации количества депутатов региональных парламентов (законопроект на этот счет уже внесен президентом в Госдуму) и названий глав регионов. "Эта логика на формирование однородного общественно-политического и экономического пространства в России поддерживается абсолютным большинством населения и способствует укреплению страны", - уверен парламентарий.

Напомним, вопрос объединения регионов - не единственный, который Грызлов собирается поднять на Госсовете. Спикер также намерен говорить с губернаторами и президентом об упразднении двухпалатных региональных парламентов. По его мнению, везде, кроме Федерального Собрания РФ, парламенты должны стать однопалатными. А Государственная дума в России должна быть одна - в Москве.

Кроме того, Грызлов призывает унифицировать названия должностей глав регионов. "В названиях глав субъектов Федерации должна быть унификация", - заявил спикер. "Все главы субъектов Федерации должны называться одинаково, - отметил он. - А именно: глава субъекта Федерации". "Это мое предложение, я буду его формулировать", - сообщил журналистам Грызлов.

Как известно, сейчас в названиях глав субъектов Федерации царит неразбериха. К примеру, регионами РФ в настоящий момент руководят и президенты, и губернаторы, и просто главы администраций.

Впрочем, справедливости ради, все же стоит отметить, что это многообразие отчасти определяется статусом того или иного региона. К примеру, национальной республикой в составе РФ управляет президент, а областью - губернатор или глава администрации.

Читайте самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить