Сидел на "зебре" пьяный пешеход

Какие бы кампании по борьбе с дорожно-транспортными происшествиями ни пытались организовать и провести наши чиновники и работники ГИБДД, какие бы деньги ни вкладывали, какие бы организации ни привлекали на помощь, - результат один и тот же. Из года в год число аварий растет, причем аварии становятся все более серьезными.

198677.jpegЧто же не так в методах, которые используют власти? Ведь устраиваются и специальные рейды, и открытые уроки в школах, и даже конкурсы народного творчества о правилах дорожного движения? Идеи, безусловно, дельные: и детям нужно знать, как переходить дорогу, и "облавы" на пьяных водителей необходимы, и рисунки-рассказы на общественно-значимые темы украшают наш мир.

Вот только пока все замечательные мероприятия проходят под навязшим в зубах лозунгом: "Пешеходов надо любить!".

Я всю жизнь не могу понять, почему в рамках правил дорожного движения надо любить выборочно кого-то из участников? Водитель и пешеход - это что, два разных биологических вида, а не один и тот же человек в зависимости от способа передвижения?

Я не ощущаю в себе никаких серьезных изменений, когда оставляю автомобиль возле дома и отправляюсь по делам на своих двоих. У меня те же познания о ПДД, та же скорость реакции, точно такие же зрение и слух, а главное - то же отношение к миру и окружающим.

"Красный свет - дороги нет!" - лозунг, который учителя разучивают с первоклассниками. У многих взрослых он потом трансформируется в голове, и они начинают думать, что это повеление распространяется исключительно на других участников движения.

Восхитительный пример тому я частенько наблюдаю возле столичного метро "Белорусская", где на светофоре правила постоянно нарушают практически все. Едва в потоке машин образуется малейший просвет, как пешеходы, игнорируя красного человечка, толпой несутся через дорогу. Скрип тормозов, возмущенное бибиканье и ругань из открытых окон их совершенно не смущают.

Мне все время хочется поинтересоваться - ну куда, куда вы так торопитесь, что за проблемы мирового масштаба не дают вам постоять и подождать немного? Неужели за пятнадцать выигранных с помощью нарушения секунд вы сумеете совершить открытие, достойное Нобелевской премии? Успеть к операционному столу и спасти пациента? Что еще может служить оправданием для создания аварийной ситуации?

По официальным данным, в России количество ДТП, случившихся по вине пешеходов, растет и растет - от двух до пяти процентов каждый год. Это десятки тысяч погибших и несколько десятков тысяч раненых!

Впрочем, водители не остаются в долгу - растет и количество ДТП по их вине, статистика тоже удручающая. И аналогично интересует, какие же невероятной важности планы мешают им затормозить там, где это положено, и не торопиться отправить себя и других на тот свет?

А поскольку инциденты с человеческими жертвами все чаще начинают происходить на тротуарах и остановках общественного транспорта, то на первый план выходит другой вопрос: что там вообще мог делать автомобиль? Водитель обленился настолько, что планировал попасть в магазин, не выходя из машины?

Все на том же вышеупомянутом светофоре машины регулярно вылетают из-за поворота и, даже не пытаясь снизить скорость, мчатся на красный. Либо стараются успеть проехать до последнего и застревают посреди "зебры", заставляя людей нарезать вокруг капотов круги. Теперь уже пешеходы начинают возмущенно выкрикивать бранные слова и потрясать кулаками.

Я еще раз задумываюсь о глупости идеи, что среди участников движения следует любить кого-то выборочно. Разумно говорить о справедливости, а не о любви. Равные права и равные обязанности.

Когда кто-то начинает кивать на соседние страны - дескать, а там водители всех пропускают, иначе штраф не менее 50 долларов, я всегда напоминаю, что штраф взимается по-честному. Ровно на те же 50 долларов уменьшится кошелек пешехода, надумавшего прогуляться по дороге на красный и создавшего опасность водителям.

В тех странах, где соблюдается равновесие, количество ДТП сравнительно невелико. Водителей и пешеходов оказалось не так уж сложно научить уважать друг друга и правила, ведь соглашаться с разумными идеями обычно даже приятно.

Гораздо хуже идут дела в тех странах, где пытаются продвинуть идею о любви к пешеходам. Бесконечные санкции, которые государство накладывает на водителей за каждую мелочь, никому на пользу не идут. Водители возмущаются тем, что над ними будто издеваются люди, медленно вышагивающие через дорогу в пятидесяти метрах от "зебры" и чувствующие себя под защитой новых правил.

Когда я училась вождению и выехала в город, судорожно вцепившись в руль, стараясь не перепутать педали, то на первом же перекрестке услышала от инструктора команду: "Тормози! Быстро тормози!!! Нельзя давить пешеходов на пешеходном переходе!"

Случайная оговорка отражает суть нового отношения к пешеходам, формирующегося у водителей, почувствовавших себя не полноправными участниками движения, а вторым сортом.

Сами же вроде бы облагодетельствованные пешеходы... Пешеходам попытки чиновников приблизить ситуацию к европейской тоже идут во вред. В некоторых палатах отделения сочетанной травмы, куда обычно попадают выжившие участники ДТП, лежат по два-три человека с серьезными повреждениями коленных суставов.

198678.jpegНо, если вы послушаете, как именно люди получили подобные повреждения, жалости поубавится. Большинство переходили дорогу, не глядя по сторонам, в наушниках или болтая по телефону. Часть нарушала правила, пытаясь пробежать на красный. И почти все даже не замечали приближающегося автомобиля до самого удара.

Зачем нужны такие странные законы, которые приводят к полной потере у людей разума и бдительности? Даже защищенный и любимый государством участник движения все-таки должен понимать, что дорога - не место ни для телефонных переговоров, ни для наслаждения музыкальными новинками.

Сколько уже аварий случилось из-за того, что водители разговаривали по мобильнику и не успевали среагировать на изменение ситуации, а до появления гарнитур они еще и руль держали одной рукой.

Наконец-то работники ГИБДД всерьез взялись за тех, кто управляет автомобилем в нетрезвом состоянии. Дело хотя бы сдвинулось с мертвой точки, и количество пьяных за рулем стало медленно, но верно убавляться.

А вот до пьяных пешеходов руки ни у кого не доходят, в то время, как статистика неумолимо напоминает о серьезности этой проблемы. Увы, это плохо сочетается с главной идеей о любви к пешеходам, посему замалчивается и игнорируется. Моя приятельница, адвокат по ДТП, два года защищала водителя, который поздно вечером сбил человека на пешеходном переходе.

Хотя разные суды все время признавали водителя невиновным, родственники погибшего снова и снова подавали апелляции и прошения. И подзащитного приятельницы снова и снова мучили следственными действиями и экспериментами. Он потерял работу, приобрел бессонницу и чуть не дошел до нервного срыва прежде, чем его оставили в покое.

А теперь соль истории: пешеход был в стельку пьян и на переходе он СИДЕЛ. Сидел спиной к движению и курил. За три минуты до ДТП он поругался в автобусе со своей девушкой, и контролер, привлеченный шумом, высадил и его, и двух его друзей. Автобус с девушкой уехал. Расстроенный мужчина объявил друзьям, что желает умереть. "Пусть меня собьет машина", - сказал и уселся посреди "зебры". Друзья, будучи более трезвыми, пытались отговорить его от суицида или увести силой, но безуспешно.

Вот за такого пешехода человек и получил два года нервотрепки, не считая шока в момент аварии, статуса невольного убийцы и повреждений машины. Не понимаю, за что именно следует любить подобных пешеходов. Впрочем, возвращаюсь к началу темы - я вообще никого не хочу любить, если речь о дорожном движении.

Я соблюдаю правила и того же жду от остальных. И, естественно, нахожу совершенно справедливыми любые санкции, направленные на борьбу с опасным поведением на дороге. Только продолжаю настаивать, что все должны быть равны. Независимо от пола, возраста, социального статуса и способа передвижения.

 

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить