Гоп-стоп менеджмент

В основе слова рейдерство - английское raid.  Оно означает, прежде всего, налёт, захват. В частности, захват предприятия путём скупки его акций.

198616.jpegНа сайте, посвящённом рейдерству, читаем, что это "отъём предприятий против воли топ-менеджмента гоп-стоп-менеджментом с использованием дорогих юристов, не дешёвых приставов, ЧОПов "в розлив и на вынос", повторных, параллельных, внеочередных и т.д. собраний акционеров, а также уголовных дел".

Захваты - всегда дорогостоящая работа высокооплачиваемых юристов. Если бы на предприятиях-жертвах им платили столько же, никто бы эти предприятия не съел.

Менее изящное определение рейдерства дано в специальной памятке, разработанной подкомиссией Общественной палаты РФ по борьбе с коррупцией. Здесь мы читаем про "недружественный, вне пределов действия гражданского законодательства захват чужого имущества... с использованием коррумпированных чиновников и с применением силы".

Член Совета Федерации В.Новиков отмечает, что хотя рейдерство - явление не исключительно российское, "в наших условиях этот вид передела собственности приобрёл самые уродливые формы. Настолько уродливые, что я не могу согласиться с мнением, будто бы рейдеры - "санитары леса", которые захватывают только слабые, неконкурентоспособные предприятия, усиливая тем самым экономику. У нас рейдеры уничтожают, прежде всего, самые прибыльные и перспективные производства".

Ну, положим, не всегда уничтожают. Уничтожают, когда жертвой становится, например, обнищавшие НИИ, располагающие помещениями, пригодными для превращения их в торговые залы и склады. Это, можно сказать, простой вариант. Ну а если предприятие прибыльно, для овладения им строят сложную многоходовую и весьма затратную схему, поскольку это выгоднее, чем создавать с нуля новое дело. Насколько выгоднее?

Аналитики считают, что прибыльность рейдерского бизнеса достигает тысячи процентов, а годовой оборот компаний, специализирующихся на рейдерстве, не менее пяти миллиардов. Не рублей - долларов.

Хотите более точных данных? Добывайте. Но имейте в виду, что ни в одном законе нет определения рейдерства, как нет и официальной статистики о масштабах данного явления. То есть зла вроде бы как и нет.

А оно есть! Я считаю, что самым крупным в истории рейдерским захватом стала российская приватизация, а её столпы - основателями современного российского рейдерства с его экономической и юридической идеологией.

Возьмём закон о банкротстве в том виде, какой он имел в девяностые годы. По сути своей, он давал простор долгоиграющей приватизации, новым и новым захватам собственности.

У предприятия - долг по оплате приобретённого им сырья. И платить нечем, но оно гарантирует, что выплатит всё до копейки, включая штрафы, пени, как только представится возможность. К тому же неплатежи, вернее, задержки с выплатами были в те годы, если кто помнит, явлением повальным, повсеместным. И не потому, что предприятия все разом расхотели платить, а потому, что в коме находилась вся кредитно-финансовая система.

Но формально, раз ты не платишь, значит, ты банкрот. Значит, вот тебе внешний управляющий, а затем конкурс по продаже твоих активов. Обычно за копейки. И, как правило, если не напрямую фирме-рейдеру, то её филиалу. Было ваше - стало наше.

Поправки к закону о банкротстве, принятые Госдумой в 2003-2004 гг, поставили, казалось бы, не хилый заслон подобным схемам. Но не кто иной, как знакомый депутат, голосовавший за эти поправки и уверенный, что зло пресечено, вдруг обнаружил, что старинный особняк в центре Москвы, часть которого выделена ему для приёма граждан, перерегистрирован на фирму, гнездящуюся аж в Биробиджане.

И началась тяжба за здание, защитить которое не в состоянии были даже тридцать его бравых охранников. Лишь депутатский статус помог нашему герою выдержать осаду. Ну а как быть тем, кто не защищен ни депутатским статусом, ни законом об акционерных обществах? Вот сценка из жизни:
-Валя, сколько стоит твой пакет акций? - Пятьдесят тысяч. - Продай за шестьдесят.

Как в точности было дальше: добавили Вале ещё десять тысяч или дали понять о возможных неприятностях - не столь уж важно. Важно, что такая же работа проведена ещё с рядом акционеров. И это дало в итоге группу возмущённых вдруг вскрывшимся произволом руководства АО, подделавшего протокол учредительного собрания акционеров и результаты голосования.

И вот созвано новое собрание, выбрано новое руководство, переписан заново устав АО, всё скреплено печатью, неведомо как доставшейся рейдерам, либо её копией, мастерски сработанной. Новое АО оперативно зарегистрировано налоговиками. Иск к прежнему руководству подан в суд. Тут как тут наши неподкупные СМИ, для которых главное - только правда о тёмных делах "прежнего" руководства АО.

Ну а пока оно, то руководство, придет в себя, соберет в срок нужные документы, часть которых почему-то куда-то исчезает и восстанавливается не сразу, счёт предприятия заблокирован и вся его деятельность парализована. Ни с поставщиками рассчитаться, ни коллективу зарплату выдать, не говоря уже о дивидендах.

Затем, конечно, следуют апелляции в высшие судебные инстанции, обращения к властям, в те же СМИ. Но перехватить инициативу у рейдеров, крепко поднаторевших в своём деле, крайне трудно, особенно если спорное предприятие перепродано в третьи, четвёртые руки - уже на законных основаниях.

Лишь один пример, говорящий о результативности работы не столько прокуратуры, сколько рейдеров: в Санкт-Петербурге пресечена деятельность фирмы, осуществившей рейдерский захват сорока четырёх предприятий города.

Известный адвокат написал целый роман о технике рейдерского захвата. Но поскольку она всё совершеннее, впору писать продолжение.

В.Путин, выступая недавно, назвал рейдерство болевой точкой российской экономики. К её лечению подключился Высший Арбитражный Суд РФ, принявший ряд постановлений, серьёзно ограничивших возможности корпоративных захватов с помощью подкупленных служителей Фемиды, сузивших поле для манёвров рейдеров.

В 2007 году Госдума приняла "антирейдерский пакет" законов. Далеко не все специалисты сочли эти законы эффективными. Но учтём, что специалисты разные. Известный юрист, вице-президент Торгово-промышленной палаты В.Исаков привёл пример в одной из публикаций, когда профессор Высшей Школы Экономики, взяв его за пуговицу, мягко так разъяснил:

- Коллега, чему вы учите студентов? Изучаете кодексы, годами долбите законы какие-то. Рейдерство - вот передовой фронт юридической практики. Именно там куётся специалист-юрист, ориентирующийся в реальностях российской экономики.

- Насчёт передового фронта я с коллегой, пожалуй, соглашусь, - признал Исаков. - Важно только определиться, по какую сторону фронта ты находишься.

 

Автор Руслан Лынев
Руслан Лынёв — советский и российский журналист, публицист, литератор, внештатный автор Правды.Ру
Обсудить