Президент Чехии угрожает единству Евросоюза?

Одним из самых заметных политиков ушедшего года стал президент Чехии Вацлав Клаус. Он очень долго не подписывал основополагающий документ ЕС - Лиссабонский договор. А в новом году дело может приобрести парадоксальный поворот.

198500.jpeg5 ноября 2009 года глава администрации президента Чехии Петр Гаек сделал громкое заявление. По его словам, Вацлав Клаус считает, что со вступлением в силу Лиссабонского договора, увеличивающего полномочия общеевропейских властных структур в ущерб национальным, Чехия лишится независимости. И ради сохранения чешской государственности Клаус готов даже на выход из Евросоюза.

За время, прошедшее с момента выступления главы своей администрации, президент не сказал по этому поводу ни слова. Но в 2010 г. Чехию ждут парламентские выборы. И отмалчиваться по такому серьёзному вопросу Клаус вряд ли будет долго.

Если посмотреть на политическую биографию чешского президента, можно обнаружить одно: Клаус всегда относился к Евросоюзу критически. Ещё в 1992 г., когда был подписан Маастрихтский договор об образовании ЕС, Клаус назвал его "неудачной попыткой ускорить европейскую интеграцию".

В 1993-1997 гг. Клаус занимал пост премьер-министра Чехии и выступал против укрепления наднациональных органов власти Евросоюза в ущерб национальным. И как мог оттягивал момент подачи заявки на членство в ЕС.

Когда в 1995 г. соответствующие заявки подали Польша, Румыния, Болгария и страны Прибалтики, Чехии в их числе не было. В конце концов, документы в Брюссель Прага подала в 1996 г. - в тот момент этого требовали большинство представителей чешской политической элиты. И Клаус был вынужден уступить.

В 1997 г. он ушёл в отставку с поста премьера. Спустя год стал председателем нижней палаты парламента, но переговоры с Брюсселем вели другие. И когда в начале 2003 г. Клаус был избран президентом, переговоры о приёме страны в ЕС подошли к концу, ничего изменить он уже не мог.

Встав во главе государства, Клаус сохранил свое отношение к ЕС. Летом 2003 года в ряде бывших соцстран проходил референдум о вступлении в Евросоюз, и чешский президент оказался единственным, не поддержавшим это. Спустя год он показательно высказал несогласие со свершившимся фактом. 30 апреля 2004 г., за день до вступления Чехии в ЕС, в Праге проходил торжественный приём по этому поводу, а президент... демонстративно уехал в горы.

В октябре 2004 года лидеры Евросоюза согласовали текст Конституции ЕС. Она не только вводила посты президента и министра иностранных дел Евросоюза, но и общие флаг с гимном. От лица Чехии документ подписали премьер Станислав Гросс и глава МИД Цырил Свобода. Клаус выступил категорически против Евроконституции, считая её угрозой суверенитету Чехии.

Документ так и не вступил в силу. На референдумах в мае-июне 2005 г. большинство населения Франции и Голландии проголосовало против. Вдохновлённый этим, Клаус в сентябре того года сделал ещё ряд заявлений, вызвавших неприятие сторонников интеграции по всей Европе.

"ЕС испытывает серьезный дефицит демократии, и поэтому лучше и целесообразнее изменить его цели", - сказал он. И предложил переименовать Европейский Союз в Организацию Европейских государств. Тем самым чешский лидер хотел показать, что должно существовать что-то наподобие Содружества независимых государств, а не монстр с наднациональными структурами, указывающий отдельным странам, как им жить.

В 2007 г. на смену идеи Евроконституции пришёл проект Лиссабонского договора. В нём остались положения и о президенте ЕС, и о повышении роли органов Евросоюза в ущерб национальным. В июне 2008 г. на первом референдуме в Ирландии документ был отвергнут. И Клаус, относившийся к договору критически, приветствовал итоги ирландского волеизъявления и дал понять, что не поставит под ним свою подпись.

В феврале 2009 г. Клаус сравнил ЕС с СССР и его союзниками по соцлагерю в том смысле, что там, как и в Евросоюзе, не было демократии. "ЕС превратился в недемократическую структуру, которую можно сравнить с коммунистическими режимами Восточной Европы", - сказал президент Чехии. Он добавил, что страны-члены ЕС  (как в свое время республики СССР) передают часть своих полномочий союзным органам и признают прямое действие наднационального законодательства.

Клаус не подписал Лиссабонский договор ни после того, как его одобрили обе палаты парламента Чехии, ни когда 2 октября его одобрили на повторном референдуме в Ирландии. А 19 чешских сенаторов из числа сторонников президента обратились с иском в Конституционный суд страны с требованием проверить документ на соответствие Конституции.

29-30 октября на саммите Евросоюза Клаус потребовал, чтобы на Чехию не распространялось действие Хартии основных прав и свобод ЕС, прилагающейся к Лиссабонскому договору. Ибо опасался, что чешские суды будут завалены исками о возвращении имущества со стороны судетских немцев. Последние были выселены из Чехии в 1945-1946 гг. на основании решений тогдашнего президента страны Эдварда Бенеша, поддержанного странами-победительницами во Второй мировой войне.

(Судетские немцы сыграли немалую роль сначала в отторжении от Чехословакии в пользу Германии пограничных областей в 1938 г., а затем - в оккупации Чехии нацистами в 1939-м. Поэтому державы-победительницы дали добро на их выселение, согласившись, что они представляют угрозу чешской государственности).

Поскольку эти решения полностью противоречат Хартии, у судетских немцев появился бы серьезный повод для обращения с обоснованными исками к чешскому государству. Мало того - их требования официально поддерживает Австрия. И Еврокомиссия согласилась на условия Клауса.

После этого 3 ноября Конституционный суд Чехии принял решение о соответствии Лиссабонского договора Основному закону страны, и Клаус подписал его. Сделав при этом оговорку, что документ угрожает независимости страны.

Учитывая, что в Лиссабонском договоре прописана возможность выхода из Евросоюза, Клаус вполне может попытаться ею воспользоваться. Не факт, что ему это удастся - большинство чешских политиков являются сторонниками евроинтеграции, и через парламент решение вряд ли пройдёт.

Но даже сам разговор о выходе из ЕС может взорвать континент. Ведь Евросоюз представлялся многим чуть ли не раем земным, а тут оказалось, что оттуда кто-то хочет выйти. И примеру Клауса могут последовать и в других странах. Например, в Великобритании, где евроскептиков ещё больше, чем в Чехии.


Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить