Иран: от "атомного" блефа к ядерным угрозам

Усилия Запада, препятствующего развитию иранской ядерной программы, ни к чему не приведут. Об этом 2 декабря заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Досталось от него и России.

198130.jpeg"Мы просили у них (западных стран) обогащенный уран до 20 процентов (для функционирования тегеранского исследовательского реактора. - Ред.). Они могли в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) предоставить его Ирану, но они не сделали этого", - сказал Ахмадинежад, выступая по национальному телевидению.

По мнению иранского президента, от неполучения западного топлива Иран не пострадает, поскольку уже не нуждается в помощи извне. "Иран при помощи Аллаха будет производить обогащенный до 20 процентов уран", - отметил Ахмадинежад. Он добавил, что планы построить 10 новых заводов по обогащению урана, о чем власти Ирана заявили 29 ноября, не являются блефом.

При этом президент выразил уверенность, что никакие санкции в отношении его страны не возымеют никакого действия, и никакая изоляция ей не грозит. А западные страны, мол, используют в борьбе против Ирана приемы психологической борьбы.

"Любой палец, пытающийся нажать на курок, будет отрезан. Они (западные страны) нуждаются в нас больше, чем мы в них. Это психологическая война - изолировать Иран невозможно. Мы исполним то, что задумали", - подчеркнул Ахмадинежад.

В его выступлении нашлось место и для критики России. За то, что она поддержала резолюцию МАГАТЭ, в которой осуждалось строительство в Иране второго завода по обогащению урана, расположенного близ города Кум (примерно в 100 километрах от Тегерана). "Россия сделала ошибку. Ее оценка текущей ситуации в мире неправильна", - считает Ахмадинежад.

Надо сказать, что этот довольно резкий выпад является первым за многие месяцы, если не  годы. К тому, что Ахмадинежад регулярно позволяет себе довольно крепкие слова в адрес США, Европы и Израиля - все уже привыкли. Но о России он ничего подобного прежде не говорил.

Отметим, что тема иранской ядерной программы в последние дни является одной из центральных и самых обсуждаемых в международной политике. Этому поспособствовала упомянутая выше, принятая 27 ноября Советом управляющих МАГАТЭ резолюция. Иран призвали выполнить резолюции Совета Безопасности ООН по приостановке работ по обогащению урана, а также взаимодействовать с инспекторами МАГАТЭ для выяснения всех остающихся вопросов.

В общем, вполне умеренный документ, не грозящий никакими санкциями. Однако представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтанийе в ответ пригрозил, что его страна найдет возможности для обогащения урана даже в том случае, если другие государства откажутся ей в этом помогать.

Спустя два дня власти Ирана заявили о готовности построить еще десять новых заводов по обогащению урана. Возведение пяти из них должно начаться немедленно, а остальных - через два месяца. Все они будут выглядеть примерно так же, как и первый иранский ядерный центр в городе Натанз. Ахмадинежад тогда заявил, что Иран обязан производить по 250-300 тонн ядерного топлива в год.

Не стоит удивляться, что планы возвести такое количество ядерных объектов вызвали резкую реакцию Вашингтона. Постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс 1 декабря заявила, что международное сообщество может ужесточить действующие в отношении Ирана санкции. И США уже начали консультации по этому поводу с другими постоянными членами Совбеза ООН (РФ, КНР, Великобритания, Франция).

В отличие  от американцев, Россия была куда сдержаннее. 1 декабря представитель МИД РФ заявил, что "Россия считала бы более предпочтительным не введение санкций, а более открытое и последовательное сотрудничество Ирана с МАГАТЭ".

"Вносить дополнительные осложнения в переговоры угрозами санкций мы не будем, не будем следовать примеру Ирана, который делает заявления, будем работать. Но иметь в виду такую возможность и размышлять о содержании этих санкций мы обязаны", - отметил российский  дипломат.

Получается, что Россия никак не изменила свою прежнюю точку зрения: с введением более жестких санкций в отношении Ирана не следует спешить. Так что у Ахмадинежада вряд ли были веские основания обвинять Москву в плохом знании международной обстановки, в том числе и вокруг Тегерана

И в результате подобных его заявлений число тех, кто подозревает Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома, только возрастет. В том числе и в России, которая все годы проводила в отношении Тегерана весьма умеренный курс и неоднократно предлагала иранцам обогащать для них уран на своей территории.

Вадим Трухачев

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить