Латышский музей неблагодарности

Давным-давно, водя нас с мамой по узким улочкам старой Риги, экскурсовод трагически вещала: "А вот этот собор нам построили немецкие захватчики, а потом нас оккупировали шведы и построили вот эту улицу, а потом пришли самые страшные оккупанты - русские, они построили нам вот это и это".

197885.jpegВ голосе пожилой латышки звенела многовековая боль угнетенного народа, хотя, судя по взмахам ее руки, захватчики и оккупанты возвели если и не все красивые здания в городе, то большую их часть точно.

Мы с мамой, потрясенные силой патриотического страдания экскурсовода, не решились проявить любопытство, и для меня, выращенной на книгах о пионерах-героях, тема надолго осталась загадкой.

Почему в России испокон веков все захватчики исключительно жгли и убивали, оставляя за собой кровь и пепел, а в Латвии даже самые страшные оккупанты дружно кидались строить и наводить красоту?

Приехав недавно в Ригу на празднование Дня Независимости, я удивилась странной черной "коробке" в центре, зданию бесплатного Музея оккупации. За десять лет его существования латыши все-таки сообразили, что он уродует облик старого города, и теперь собирают деньги на его переезд. С расширением.

Расширение действительно необходимо - богатой экспозиции музея в нынешнем архитектурном шедевре тесно. Тем более что охвачено более пятидесяти лет прибалтийских мучений - с 1940 по 1991.

До того страна, по мнению латышей, процветала - табличка в начале осмотра гласит, что "в период с 1920 по 1940 год Латвия превращается в самостоятельную политически, экономически и культурно развитую страну".

Именно этим так ужасна победа СССР во Второй мировой - даже освобождение узников из бараков Саласпилса не искупает вины наших предков в плане духовном. "На фоне высокого уровня культурной жизни латвийского государства крикливость советской культуры кажется чужой большинству жителей Латвии".

Но свободолюбивые латыши не сдаются. Они продолжают творить свои гениальные и самобытные произведения "на злобу дня":

Под сталинской дверью стоит Кирхенштейн
И молит хлеба с солью подать.
Стоит на коленках и плачет навзрыд,
А Сталин с ухмылкою шлет его на "..."

Это и еще несколько стихотворных примеров высочайшей культуры жителей Латвии ныне украшают стены музея оккупации. Выясняется, что в те времена "жизнь талантливых поэтов и писателей была трагична - в 1948 году, например, публикуются девять стихотворных сборников восьми авторов". Про тиражи и гонорары, правда, умалчивается...

И еще немного о культуре - очень уж велика тяга латвийского народа к знаниям. Даже в самые тяжелые годы советской оккупации "под предлогом туризма и защиты природы молодежь знакомится с культурно-историческими памятниками своей родины".

А что делать несчастной молодежи, если в школах "особо контролируют программы истории, географии, иностранных языков и литературы", причем "героями детских книг становятся пионеры и комсомольцы, партизаны, мальчик Павлик Морозов, который предал своих родителей, юный Ленин"?

Чем же не угодили латышам советские партизаны? Видимо, тем, что воевали с фашистами, пока партизаны латвийские объявляли "вооруженную борьбу за ликвидацию оккупационного режима". В 1944 году в Восточной Латвии создается ОНПЛ (Объединение Национальных Партизан Латвии) и до самого 1953 года "ведут борьбу не менее 49 партизан".

И еще целых 23 партизана действуют в Курземе. Непонятно, для кого именно тогда были построены десятки жутких тюрем и лагерей, нанесенных на карту СССР щедрой прибалтийской кистью, если число врагов режима не перевалило и за сотню?

Или страдальцы посчитали еще и 130 латышских легионеров, воевавших на стороне Гитлера и выданных шведским правительством в качестве "уступки диктату Сталина"?

Ненависть к советским оккупантам и довела Латвию до Саласпилса, одного из самых страшных концлагерей, где погибли 100 000 человек. Ведь "после года ужаса гитлеровских солдат встречали, как освободителей", и на фотографиях 1941 красивые латышки протягивают марширующим немцам цветы.

Кстати, с недавних пор члены правительства Латвии потихоньку стали называть Саласпилс, где были убиты сотни детей, исправительным или трудовым лагерем.

Если верить комментариям в Музее оккупации, то никому в Латвии и в голову не могло прийти, что дело не закончится изгнанием ненавистной советской культуры. И якобы латышский народ был глубоко удивлен и потрясен.

Вместо долгожданной свободы почему-то получив нацистскую идеологию со всеми вытекающими - мобилизацией, принудительным трудом, лагерями и высылками. Особенно возмущены духовно развитые жители тем, что "в оккупированной Латвии вводятся праздники нацистов, например, 1 мая отмечают день труда".

Наивность латышей потрясает - они вступают в организованную немцами Вспомогательную полицию порядка, "надеясь на восстановление армии и государства", а потом эти отряды вдруг начинают "использоваться нацистами и для террора против латвийского населения".

Видимо, далеко не сразу беднягам удается понять, что их опять обманули - только за 1941 год и только один такой отряд под руководством Виктора Арайса успевает уничтожить около 26 000 евреев.

В то же время сопротивление не дремлет. "Латышские национальные движения используют также легальные возможности сопротивления. На протяжении всей немецкой оккупации Народная помощь оказывает материальную помощь жертвам большевистского террора 1940-1941 годов".

Большевики начали снова терроризировать Латвию с 1945, о чем свидетельствуют крупные заголовки на стендах музея. "СССР против фермеров", "Разрушение экономики" - вот список преступлений наших предков. Самое страшное из них - борьба с так называемыми "кулаками", чьи поместья "урезали до площади в 20-30 га.

А семьям фашистских пособников оставляют в лучшем случае 5-6 га". И еще злые оккупанты облагают кулацкие хозяйства прогрессивным налогом, а "большую часть отнятой у кулаков земли раздают беднякам и безземельным крестьянам.

В промышленности дела обстоят не лучше - уже в начале 1960 ускоренными темпами строится более десятка крупных заводов, причем, рабочую силу завозят из СССР. К возмущению жителей, "руководство переходит к нелатышам, в Латвии остается все меньше возможностей управлять своим народным хозяйством".

К тому же "преобразования разрушают традиционную культурную среду Латвии", и крестьян переселяют в города - строятся многоэтажные жилые дома. Строятся эти дома и до сих пор.

За два десятка лет второй волны независимости в Риге скоро успеют доделать за оккупантов последние "панели", предназначавшиеся очередникам 80-х. Справившись с крышами, можно будет браться и за культуру.

А то в каждом музее туристов встречают наполовину отреставрированные экспонаты с комментарием "реставрация закончена в 1992 году". Что еще? С заводами проблем нет - их корпуса давно пришли в негодность и скоро упадут сами, не требуя затрат на снос. Метро оккупанты проложить планировали, но, к счастью, не успели.

Празднование Дня Независимости-2009 в Риге прошло с большим успехом -толпы выстроились на набережной в ожидании парада, который, как выразились потом в новостях, был "наиболее масштабным". Представить себе менее масштабный парад я, если честно, не в состоянии.

Президент поздравил жителей с той самой свободой и независимостью, после чего в течение четверти часа мимо нас бодро пролетели пять вертолетов, проехали два десятка устаревших моделей боевых машин, списанных из американского музея военной техники, и прошли сотен пять солдат в разной форме.

В новостях сообщили, что среди неловко марширующих латышей затесались и подразделения НАТО, и полиция, и пожарные, и кто-то там еще. Ах да, забыла - перед началом мероприятия стреляли из пушки, но саму пушку рассмотреть не удалось - ее куда-то спрятали.

В высказываниях латвийских военных и чиновников периодически проскальзывает мысль о некой русской угрозе, от которой они старательно защищаются с помощью замечательной национальной армии. Не знаю уж, от кого именно можно защититься пятью вертолетами и сотней пожарных, но уверена, что нападать на Латвию не следует.

И дело даже не в том, что оккупация этой свободной страны обойдется слишком дорого, еще дороже, чем она обошлась нашим предкам.


Пусть Латвия остается независимой во веки веков, пусть своими силами пашет свои поля и строит свои заводы, пусть сама поднимает свою высокую культуру.

Уже сейчас от восточной границы и до центра Риги в глаза бросаются малопривлекательные последствия стремления перестать быть лицом СССР и стать той самой частью Европы. Наши потомки должны воочию увидеть памятник человеческой неблагодарности, помноженной на лень и желание загрести жар чужими руками.


 

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить