Мир офшорных дыр

Лет двадцать назад в популярных русско-английских словарях слова   офшор вообще не было. А в англо-русских перевод off-shore давался как "находящийся на расстоянии от берега, двигающийся в сторону от берега". В пору же рыночных перемен мы узнали совсем иное его значение.

188120.jpegА именно: отечественное предприятие (или часть его), зарегистрированное за рубежом. То есть отечественным налоговым законам и органам не подвластное. В распространенности такого бизнеса легко убедиться, пройдясь по сайтам фирм, предлагающих офшорные услуги.

Потенциальных клиентов убеждают: в современном бурном и ненадежном мире идеальным местом для бизнеса остаются исключительно офшорные зоны. Они не только надёжные убежища для сохранения доходов, но и островки современной рыночной культуры.

Здесь обещают помочь без хлопот создать фирму, открыть банковский счёт, разработать оптимальные финансовые схемы. И все при символическом налогообложении. Все конфиденциально и неподконтрольно государству, гражданином которого вы являетесь. Всё законно.  

Кому и чем выгодны подобные финансовые гавани, представляющие одновременно сейф и прачечную?

Главный миф, связанный с ними, гласит: небольшим странам, живущим за счёт дешевизны финансовых услуг, предоставляемых иностранным фирмам и физическим лицам. Чем больше таких услуг, тем больше оборот. Если же верить экспертным оценкам, сегодня через офшоры производится половина мировой торговли.

В них "гуляет" не меньше тринадцати триллионов долларов. Отсюда ясно, что главный выгодополучатель в офшорном бизнесе не государства-карлики вроде Сейшельских островов, а крупнейшие корпорации.

Изучив механику их работы в офшорной зоне острова Джерси, финансист Джон Кристенсен написал в очерке, опубликованном в книге "Игры экономических убийц":

"Каждый, кто хоть когда-нибудь работал в сфере минимизации налогов, знает, как нанимаются команды юристов и бухгалтеров для изучения принятых правительствами постановлений с целью выявления в них налоговых лазеек.

И, конечно, лишь самые богатые могут платить по 850 долларов в час (сегодня ставки наверняка выше. - Р. Л.) за такие услуги. Малому же и среднему бизнесу такие услуги не по карману".
  
В результате крупный бизнес получает конкурентные преимущества, перекладывая налоговое бремя на предприятия со средними и низкими доходами. И тем более на рядовых граждан. Недаром   экс-президент США Дж. Буш-младший заявил:

"Попытки обложить налогом богатых людей ни к чему не приведут, потому что действительно богатые люди всегда придумают, как избежать налогов".
 
Вся жизнь и деятельность офшоров, словно закрытого ордена, покрыта мраком тайны для непосвященных. Что объясняется, ну конечно же коммерческой тайной, необходимостью защиты прав личности и свободы рынка от алчных и ненасытных государств.

Под грифом тайны происходит выкачивание колоссальных ресурсов из развивающихся экономик в развитые. Проще говоря, разграбление слабых сильными. В офшорах также укрыты доходы от самых грязных видов бизнеса и сбережения таких диктаторов, как Стресснер (Парагвай), Сухарто (Индонезия), Маркос (Филиппины), Пиночет (Чили).
  
Несмотря на юный возраст российского крупного капитала, он быстро освоил для себя офшоры. Эксперт по международным финансам Татьяна Булах утверждает, что в этих зонах зарегистрированы девять из десяти российских компаний, в которых часть акций принадлежит государству.

Российские фирмы уводят через офшоры от 2/5 до 4/5 реальных доходов. К этому надо прибавить помощь, которую российское государство оказало большому бизнесу в ходе текущего финансового кризиса. Частично эти деньги возвращаются в Россию под видом иностранных инвестиций, но...  освобождённых от российского налогообложения.

Российский бизнес продолжает прятать деньги "подальше от нашей земли" и вкладывает их не в инновации, о которых сегодня только ленивый не говорит, а в дорогостоящую недвижимость, в предметы роскоши, налогом по нашим законам не облагаемые.

Так и получается, что обиталища вроде Рублёвки - это тоже в своём роде офшоры, зоны, считайте, экстерриториальные. В перспективе к ним добавится Сочи, отстраиваемый ударными темпами.
  
Нет, власти России не смотрят на офшоры совсем уж сквозь пальцы. Благодаря двухсторонним соглашениям, например, между Россией и Кипром  прозрачнее стал офшорный бизнес на этом острове. Но в принципе-то никуда не исчез, продолжает качать деньги из России.
 
Весной уходящего года на встрече лидеров двадцати стран в Лондоне не кто иной, как британский премьер, предложил составить чёрный список офшоров, обозначив сумму ущерба от каждого. Французский президент выразил готовность составить такой список в считанные часы. Но вот прошли уже и месяцы, а где он, список? Нет его.

Ну а если бы лидеры "двадцатки" всерьёз взялись составлять такой список, возглавить его мог бы упомянутый выше остров Джерси в проливе Ла-Манш, находящийся всего в получасе  полёта как от резиденции британского премьера, так и от лондонского Сити, связанного с Джерси как два сообщающихся сосуда.
  
В общем, борьба с офшорами нынче протекает в духе нанайской борьбы. Такие вот дела, леди и джентльмены...

Автор Руслан Лынев
Руслан Лынёв — советский и российский журналист, публицист, литератор, внештатный автор Правды.Ру