ЕС возглавили "компромиссные фигуры"

176667.jpegВ Европе избраны первые в истории президент и министр иностранных дел Евросоюза. Ими стали занимающий пока пост премьер-министра Бельгии Херман ван Ромпей и еврокомиссар по вопросам торговли англичанка Кэтрин Эштон. Процедура проходила во время предусмотренного правилами ужина.

Появление у Евросоюза этих руководящих персон предусмотрено Лиссабонским договором - основополагающим документом организации. Он вступает в силу с 1 декабря. Эштон приступит к исполнению своих обязанностей уже в этой день, а ван Ромпей - 1 января 2010 г. Свои посты они будут занимать два с половиной года.

Форма выборов новых руководителей Евросоюза была определена неделю назад. С точки зрения демократии, она несколько сомнительна: ведь жители стран-членов ЕС были от процесса избрания отстранены. Однако таковы правила Лиссабонского договора. И массовых демонстраций протеста против них не было.

Никакого официального списка претендентов на пост президента ЕС не существовало. Однако фаворитом был именно ван Ромпей, чью кандидатуру поддерживали крупнейшие страны Евросоюза - Германия и Франция.

Его основным конкурентом считалась бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, в поддержку которой высказывались представители ряда бывших соцстран, а также Великобритании и Швеции. Были и другие кандидаты - например, премьеры Люксембурга и Голландии Жан-Клод Юнкер и Ян Петер Балкененде.

Исторический ужин продолжался несколько часов за закрытыми дверями. Наконец, ван Ромпей подтвердил статус фаворита и был избран единогласно.

Затем началось голосование по кандидатуре главы МИД ЕС. Здесь интриги было меньше. Этот пост хотели отдать представителю Великобритании. Но когда голава ее внешнеполитического ведомства Дэвид Милибэнд отказался переезжать в Брюссель, ему быстро нашли замену в лице еврокомиссара Кэтрин Эштон.

Оба избранца не являются яркими фигурами, хотя новичками в политике их не назовёшь. Так, 62-летний ван Ромпей пришёл в политику, когда ему было всего 16 лет. В 70-е гг. работал в Национальном банке Бельгии, в 80-е - преподавал в университетах страны. И одновременно делал карьеру в партии фламандских христианских демократов.

С 1993 по 1999 гг. новоявленный президент ЕС был министром финансов Бельгии. Затем - депутатом. Далее его карьера вновь пошла в гору. В 2004 г. он становится госминистром, в 2007-м - председателем Палаты представителей, год назад - премьером.

На родине его считают интеллектуалом с прекрасным чувством юмора. Но касательно дел общеевропейских ван Ромпей пока отметился лишь высказыванием о том, что Турцию нельзя брать в ЕС, поскольку она "не является частью Европы и никогда ею не станет".

У Кэтрин Эштон полномочия будут колоссальными. Её новая должность предусматривает исполнение функций, ранее разделённых между высоким представителем по вопросам внешней политики и политики безопасности и еврокомиссаром по внешним связям.

Но справится ли с этим женщина, которая вплоть до 1999 г. занимала лишь ряд общественных постов по вопросам занятости и воспитания детей?

Впрочем, затем баронесса Эштон вращалась в большой политике - пусть особо громкими речами и не прославилась. В течение почти 10 лет работала в разных министерствах, заседала в палате лордов и даже возглавляла в последней фракцию Лейбористской партии. А с октября прошлого года она стала еврокомиссаром по вопросам торговли.

Почему на руководящие посты в ЕС были избраны именно ван Ромпей и Эштон? Как теперь изменится политика Евросоюза, и отразится ли это на его отношениях с Россией? Своими оценками с "Правдой.Ру" поделился эксперт Института Европы РАН Сергей Фёдоров.

- Говоря о ван Ромпее, можно назвать три причины, почему первым президентом ЕС стал представитель Бельгии. Во-первых, это страна многонациональная и многоязыкая, своего рода "ЕС в миниатюре". Во-вторых, она стояла у истоков европейской интеграции более 50 лет назад. В-третьих, штаб-квартира Евросоюза находится в Брюсселе.

Но куда важнее другое. Ван Ромпей - бледен как политик, а потому он устраивает глав государств Евросоюза. Он не станет тянуть одеяло на себя и будет согласовывать все свои действия с отдельными странами.

Собственно, ван Ромпей и сам говорил о том, что его главная задача - найти компромиссы между всеми 27 государствами. Примерно то же самое относится и к Эштон. Оба они - компромиссные фигуры, так сказать, серые бюрократы.

Что касается других основных направлений их работы, то главное тут - расширение ЕС. После вступления Лиссабонского договора в силу его ряды скоро пополнят Хорватия и Исландия. Затем настанет очередь других стран бывшей Югославии. А вот Турцию вряд ли примут, ведь против этого - и Франция, и Германия.

В целом же очень важно то, что теперь в Евросоюзе есть два человека, которым и из России, и из США могут позвонить и быстро решить все вопросы. Которым не придётся бесконечно согласовывать с каждым из 27 государств.

Особо больших прорывов в отношениях ЕС и России ждать не стоит. Впрочем, договариваться по спорным вопросам будет легче.

Теперь у таких стран, как Польша и Литва, не будет рычагов, чтобы блокировать переговоры о заключении нового базового соглашения. Дело в том, что, согласно Лиссабонскому договору, одна страна наложить вето на принятие того или иного документа уже не сможет.

И теперь есть надежда, что и газовый вопрос в какой-то мере утратит остроту, а облегчение визового режима между Россией и ЕС сдвинется с мёртвой точки. Просто потому, что облегчатся бюрократические процедуры, связанные с проведением переговоров и заключением договоров.

Вадим Трухачев

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить