Московский кинофестиваль грозит обернуться провалом

Московский кинофестиваль в своем зените, но уже многим ясно, что такого провала на нем не было давно. На фестиваль не приехала пока ни одна зарубежная звезда. Даже большой друг русской культуры Джон Малкович – и тот отказался. Конкурсная программа откровенно слаба, в нее вошли либо ленты, давно идущие без особого успеха в мировом прокате ("Сколько ты стоишь?" Блие), либо провально засветившиеся на других фестивалях ("Климт" Рауля Руиса), либо вообще полная самодеятельность.

Светская сторона фестиваля - это просто "Шоу Бенни Хилла", только не особо смешное. Все началось с церемонии открытия. Пока загнанные на третий этаж "Пушкинского" журналисты дегустировали "пирожки от Рената" с несвежим мясным фаршем, Никита Михалков, как пишут "Известия", с большой радостью встречал на лестнице "авторитетных предпринимателей", которые прошли на церемонию открытия первыми.

После же самой церемонии две трети зала тут же вскочило, показав тылом гению китайского кино Чан Кайге и уровень своей культуры, и главную особенность церемоний открытия фестиваля последних лет - желание как можно скорее остаканиться в Парке Горького.

И в самом деле, зачем смотреть какую-то там "Клятву", если на банкете в честь открытия фестиваля можно увидеть более интересные вещи. Например, как пьяные киноведы и кинокритики из числа друзей Михалкова и Давлетьярова падают в Москву-реку, о чем писала "Комсомолка". А через пару дней отметиться на пьянке с пельменями на студии Горького, которую, видимо, для того, чтобы оформить ее для проверяющих Счетной палаты как культурно значимое событие, цинично посвятили прошедшему месяц назад столетию Сергея Герасимова. Да, Михаэль Ханеке и Джон Малкович очень много потеряли, не увидав всего этого.

Что касается фестивальных будней в кинотеатре "Октябрь", то их можно охарактеризовать так - бардак, полное неуважение к зрителям и прессе. Пресс-центр работает безобразно, линейные менеджеры не могут ответить на элементарные вопросы. Руководитель пресс-службы Михаил Москалев от журналистов скрывается, а его зам Ксения Попова объясняется с прессой довольно резко. Например, когда журналисты интересуются, почему "зеленые" карточки аккредитации (т.н. "вездеходы") получили исключительно друзья Швыдкого, Давлетьярова и Лазарука.

Служба организации интервью практически не работает, а Ренат Давлетьяров либо бегает от прессы, либо скрывается в специальном отсеке под защитой хамского вида охранников. Именно Давлетьярову стоит задать вопрос, почему в пресс-центре нет даже грошовых ручек для забывчивых журналистов, которым вместо этого предлагают карандаши! Нет там даже простенького аппарата со свежей питьевой водой.

В такую погоду в "Октябре" отсутствует даже элементарный медпункт. Не дай Бог, если у кого прихватит сердце или давление подымется - скорой помощи, которая почему-то прекратила дежурить у "Октября", дождешься не скоро.

Теперь о качестве показа. Чтобы оценить уровень обслуживания зрителей, мы посетили сеанс корейского фильма "Антарктический дневник", на который продавались билеты. Впечатление однозначное - ужас! Перед началом картины публике долгое время показывали рекламные ролики спонсоров фестиваля - производителей пива, косметики и так далее. Когда же начался сам фильм, то зрители заметили, что в правой части экрана взор раздражает полоса белого цвета. Да и на всем протяжении ленты нетрудно было заметить черные точки и полоски, что говорит об одном - на фестиваль подготовили копию фильма с откровенным техническим браком. Ну что скажешь после такого?

Не досмотрев по причине утомленности глаз "Антарктический дневник", мы спустились в фойе второго этажа, которое в вечерние часы весьма смахивает на клуб "Три обезьяны". На первом же этаже начиналась презентация новой ленты Василия Пичула "Кинофестиваль. Служба переводчиков". На сцену вышла некая джазовая группа, грохотавшая настолько темпераментно, что люди просто не могли разговаривать.Сами понимаете, если у "Интерфеста" нет денег на копеечные ручки, то откуда взяться приличной аппаратуре?

Премьера началась с полуторачасовым опозданием, в полночь. Причем казавшийся не особо адекватным Пичул даже не извинился перед зрителями,а представил хамство организаторов в виде этакого прикола.

Впрочем, саму картину лучше было бы показать часа в три ночи - для особо интересующихся. Честное слово, кинокапустник Юлия Гусмана "Парк советского периода" и то поинтересней будет. Музыкальная псевдосатира про то, как в 1989 году "могущественное КГБ устроило провокацию против голливудской звезды Ричарда Дирка" вполне может претендовать на название "Сволочи-2" - не случайно гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров, где снимались основные "Сволочи", от ленты Пичула в таком восторге. Правда, никто так и не смог понять и объяснить, зачем "могущественному КГБ" понадобился этот самый Дирк?

Самое курьезное, что главным защитником нынешнего Московского кинофестиваля выступает руководитель ФАККа и председатель оргкомитета Михаил Швыдкой. Из-за сложных отношений с Михалковым ему уже второй год не удается толкнуть эффектный спич на церемонии открытия. Но уже на следующий день Михаил Ефимович в эфире "Эха Москвы" призвал всех любителей кино спешить на великолепный, по его мнению, Московский кинофестиваль. Но сам Швыдкой делать этого не стал и уехал в Астану, где его достал другой "вездеход" Григорий Заславский. И ему Швыдкой спел осанну о себе любимом и прекрасном кинофестивале.

Швыдкой обязан знать, что на фестивале нет не то что узнаваемых широким зрителем "звезд", но даже ручек, чистой питьевой воды, нормальной аппаратуры, медпункта, а зрителям предлагается лицезреть технический брак. И это при том, что, по словам Швыдкого, Московский кинофестиваль - крупнейший в стране по финансированию. Вот и возникает вопрос - на что тратит Давлетьяров те 90 миллионов рублей из федерального бюджета и 15 миллионов из бюджета московского, что у него даже на ручки денег нет?

Непонятна позиция президента Московского кинофестиваля Никиты Михалкова. Неужели Никита Сергеевич не понимает, что его подставляют? Вместо серьезной ретроспективы фильмов великого русского режиссера Сергея Герасимова устраивают "пельменный" балаган. Это уже даже не смешно.

Андрей Щербаков

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить