От черничных пирогов не "залетают"

Ко Дню Святого Валентина влюблённые получили сногсшибательный киносюрприз. В российский прокат выходят «Мои черничные ночи» от создателя легендарного «Любовного настроения» Вонга Кар Вая, сигнализирующего нам, что пристрастие к пирогам с черникой надежно предохраняет от нежелательной беременности.

Скажем сразу, Вонг Кар Вай по-прежнему ориентируется за запросы интеллектуальной публики, которой обоснованно хочется, чтобы на экране «нам делали красиво как в Большом театре». Чтобы бушевали чувства, страсти, наконец, страдания – но не в смысле «Я страдала, страданула», а исключительно в смысле «лямур, тужур, бонжур».

Пришедший в кино в 1983 году в Гонконге, Кар Вай долгое время снимал довольно посредственную заумь, которая, тем не менее, вызывала восторги у фестивальной публики. Однако, сомнительный «драйв» и нудное смакование насилия в лентах «Падшие ангелы», «Чункингский экспресс», «Дикие дни» и других ныне вызывают только смех – настолько устаревшей кажется их эстетика.

Жизнь Вонга Кар Вая переменилась после счастливой встречи в 1996 году с суперзвездой итальянской экрана, неподражаемой и сногсшибательной Стефанией Сандрелли. Во время банкета на закрытии кинофестиваля в родном городе Феллини Римини Стефания, от которой Вонг буквально балдел с детства, сказала ему: «Вонг! Вы хотя из Гонконга, но китаец. Мы ждём от вас утончённого эротизма и настоящего чувственного томления, а не вульгарных постельных сцен и уж тем более не траханья в подъездах и подворотнях, что в западном кино всем надоело. Воспойте романтику и метафизику любви – и вас ждёт грандиозный успех».

Вонг Кар Вай не преминул воспользоваться советом Сандрелли, однако дебют в амурном направлении ему подпортил одиозный американский режиссёр-гей Ганс Ван Сент. В результате его настырных советов во время частых поездок по линии секс-туризма в Гонконг и другие города Юго-Восточной Азии Кар Вай снял скандальный опус «Счастливы вместе» - о похождениях двух китайских «голубых» в Аргентине. Добром это дело не кончилось – в 2003 году один из исполнителей главных ролей Лесли Чун покончил с собой.

Поскольку тогда Гонконг был присоединён к Китаю по принципу «Одна страна – две системы» Вонгу Кар Ваю прозрачно намекнули, что «голубая» тематика для китайского кино крайне нежелательна. После товарищеской критики Кар Вай и создал в 2000 году один из величайших фильмов о любви в истории мирового кино – «Любовное настроение».

Этот шедевр произвёл грандиозный фурор в Европе и невероятный ажиотаж на Каннском фестивале. Дело в том, что в те годы фестивальную моду задавали откровенные похабники, вводившие в настоящее кино элементы дешёвой порнухи. Так, французская режиссёрша Кэтрин Брейя, чтобы хоть как-то разбавить скуку своего бездарного «Романса», вставила туда половой акт с участием ветерана итальянского порно Рокко Зифреди, признавшегося на страницах декабрьского «GQ», что из-за своей бурной творческой деятельности теперь испытывает «некоторые проблемы с мочеиспусканием». А создатель шокирующей экранизации «Королевы Марго» Патрис Шеро в своём «Интиме» показал во весь экран сцену орального секса, что вызвало восторги части критиков и принесло «Золотого Медведя» на Берлинском кинофестивале.

На таком фоне «Любовное настроение» вызвало шок. Целомудренная, изумительно красивая история о любви мужчины и женщины, живущих по соседству в Гонконге 60-х, была подана так пронзительно, лирично и романтично, что зрители во всём мире пережили настоящий катарсис. А знаменитая музыкальная тема картины, полная тоски и метафизического томления, сразу же стала популярнейшей мелодией и стала включаться во все подборки музыки для романтичных встреч. «Я опьянена «Любовным настроением»! Это стопроцентный шарман и однозначный сюперб!» - заявила после российской премьеры картины экстравагантная кинодива Рената Литвинова.

И вот Вонг Кар Вай решил продолжить тему романтики, милых чувств и всего такого прочего. «Мои черничные ночи» - это по сути «Любовное настроение-2», только снятое полностью на американском материале. Сюжет фильма также незатейлив. В небольшое нью-йоркское кафе устраивается официанткой страдающая от одиночества Элизабет – в её роли снялась весьма улётная певица Нора Джонс, специализирующаяся на исполнении блюзов. Между ней и хозяином кафе, которого играет один из самых сексапильных актёров в истории кино Джуд Лоу, наконец-то вышедший из почти трёхлетних запоев, возникает пронзительное и возвышенное чувство, платоническая страсть, смахивающая на вкус черничного пирога с ванильным кремом.

Потом Элизабет на время уезжает работать в официанткой в Мемфис, но всё время тоскует по Джереми. И в конце фильма ко всеобщему восторгу зрителей возвращается в Нью-Йорк. Заканчивается картина эффектным и очень романтичным поцелуем, что, согласитесь, как нельзя, кстати в День Святого Валентина.

В то время как западный зритель, как говорится, валом валит на шедевр Вонга Кар Вая, чтобы выйти из зала потрясённым (в хорошем смысле этого слова) и возвышенно-романтичным, некоторые наши критики подвергают «Мои черничные ночи» странным нападкам. Даже крупнейший российский киновед Кирилл Разлогов признался нам, что, по его мнению, «Мои черничные ночи» проигрывают гонконгским творениям Вонга Кар Вая. Но больше всех изгаляется над шедевром Андрей Плахов, давно имеющий репутацию пропагандиста всякого рода мракобесия и дешёвой психопатологии.

Именно Плахов больше всех восхищался одиознейшим «Грузом 200» и тем, как в нём Сергей Сельянов и Алексей Балабанов, похоже, реализовали какие-то собственные сексуальные фантазии. «Груз 200» и прочая сатанинская белиберда Плахова до добра не довели. Тенденциозно рецензируя «Мои черничные ночи», он шокирует благонравных читателей «Коммерсанта» откровением, что для него сочетание темно-красной фруктовой начинки с кремом в пироге напоминает смешение… крови и спермы! Можно представить, какие ассоциации будут возникать у господина Плахова при лицезрении продуктов питания через год, если он по-прежнему будет зациклен на эстетике сельяновского киноклана.

Кстати, хотя «Мои американские ночи» и снимались в США, деньги на картину выделяли Китай и Франция, где так велика роль господдержки доброго и светлого искусства. Вот почему нам кажутся верными планы показа «Моих черничных ночей» 19 февраля в Большом зале Федерального агентства по культуре и кинематографии после проведения итоговой годовой коллегии. Пресс-секретарь ФАКК Наталья Уварова не стала отрицать, что Михаил Швыдкой и его заместитель Александр Голутва хотят привести романтический шедевр Вонга Кар Вая нашим кинематографистам в качестве исключительно важного примера для подражания. Поскольку такие милые картины способствуют созданию в обществе высокодуховной атмосферы и ведут к снижений числа венерических заболеваний.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить