«Белый слон» прикрыл растрату?

Шеф телеканала «СТС» и фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский поступил дальновидно и мудро, отказавшись в этом году как-либо спонсировать «национальную премию киноведов и кинокритиков» «Белый слон». Такого позора наша культура не видела давно.

Не будем иронизировать над убогой церемонией вручения премии, состоявшейся на сей раз в облезлом зале столичного Дома кино. Хотя заметим, что даже на памятных капустниках Юлия Гусмана ведущий не выходил на сцену в задрипанных спортивных штанах на верёвочках(!), как это сделал на «Белом слоне» литератор Дмитрий Быков, видимо, чтобы выразить своё отношение к происходящему.

И он оказался прав. Задвинув на второй план лучший во всех отношениях фильм года – «Александру» Сокурова,  наши критики сочли лучшей картиной провалившийся по всем статьям «Груз 200» господ Сельянова и Балабанова. Об этом дешёвом ужастике, выражающем, вероятно, полусознательные воспоминания авторов о своих собственных алкогольно-сексуальных похождениях в годы позднего застоя, не писал только ленивый .

Несмотря на скандал, который по идее должен был создать вокруг «Груза 200» невероятный ажиотаж, фильм встретил весьма прохладную реакцию у зрителей. Кассы, как говорится, он не принёс. Вот почему в связи с присуждением этому опусу «Белого слона» мы хотим задаться вечным вопросом: «А судьи кто?» Что из себя представляет «Гильдия киноведов и кинокритков» и «национальная премия» «Белый слон»?

Оказалось, что далеко не все члены гильдии в восторге от картины Балабанова. Наиболее резкую оценку ей дал один из самых уважаемых критиков Валерий Кичин, на днях в «Российской газете» назвавший «Груз 200» «психопатологическим кошмариком» и резко и основательно осудивший предпочтения коллег. Кичина поддерживают многие именитые члены правления гильдии кинокритиков, например, Татьяна Москвина и Вита Рамм, весьма неодобрительно относящиеся как к создателям «Груза 200», так и к его пропагандистам.

После этого «Правда.Ру» обратилась к президенту Гильдии киноведов и кинокритиков Виктору Матизену с просьбой предоставить информацию о составе гильдии на сегодняшний день и данные о голосовании по «Грузу 200». Банальная просьба повергла господина Матизена в ступор. Сведения сообщать он отказался и отослал  к сайту гильдии, где опубликованы данные об экспертном совете.

Они произвели впечатление, ибо среди экспертов оказался, к примеру, Армен Медведев, считающий созданный под его чутким руководством фильм «Сволочи» «ещё одним побегом на дереве народной правды». А также давний воздыхатель Катрин Денёв и любитель сидеть на нескольких стульях сразу Андрей Плахов, два года назад пообещавший, что мировая премьера картины Михаэля Ханеке «Забавные-игры-2» пройдёт на Московском кинофестивале. Увидели мы тут и фамилию Стаса Тыркина, внесшего колоссальный вклад в мировую киномысль заявлением, что с его, профессиональной, точки зрения главные герои гей-драмы «Горабатая гора» целуются неправильно и ненатурально.

Если же говорить без иронии, то даже беглое знакомство с сайтом Гильдии киноведов и кинокритиков свидетельствует – в неё входят далеко не все критики и киноведы, многие покинули гильдию в последние годы, а, следовательно, премия «Белый слон» не может и не должна именоваться национальной. К сожалению, после смерти бывшего президента гильдии, человека блестящего интеллекта и безупречных этических качеств, Мирона Марковича Черненко, Гильдия киноведов и кинокритиков сильно эволюционировала не в лучшую сторону.

Уважаемому и всеми любимому Мирону Марковичу удавалось держать свою гильдию даже тогда, когда в Союзе кинематографистов наступил в 90-е годы полный раздрай. Как же метко сказал тогда, за несколько месяцев до своей смерти, Лев Кулиджанов, оскорблённый всякого рода мерзавцами последний глава СК СССР до пятого съезда: «При нас в приёмной союза всегда было тесно от народа. А сейчас что? Пустота».

Пусто там было и при Сергее Соловьёве, и сейчас – при Никите Михалкове и Михаиле Пореченкове. Что касается Гильдии киноведов и кинокритиков, то нынешний «Белый слон» показал, что с заветами Мирона Черненко там, похоже, распрощались навсегда. С горечью это отмечает Валерий Кичин, говоря о том, что в гильдии верховодят те, кто «громче всех кричит». И называет эту «группу крикунов» - авторы, сгруппировавшиеся вокруг одиозного петербургского журнала «Сеанс».

Именно на страницах этого издания больше всех восхвалялся «Груз 200». Причём теми же персонами, которые входят в экспертный совет гильдии кинокритиков. Всё тот же Плахов, его компаньоша по бескорыстному воспеванию всего и вся от Сергея Сельянова Лидия Маслова и прочие, прочие, прочие. Конечно, ничего абсолютно криминального в этом нет. Ну нравится людям дешёвый трэш, бывает – как говорит постоянный читатель «Сеанса» питерский сексолог Лев Щеглов, некоторые умудряются балдеть и от «Горбатой горы», и от фильмов с копрофилией во весь экран.

Дело в другом. Валерий Кичин, почему-то забыл упомянуть, что основателем журнала «Сеанс» был давний друг Сергея Сельянова Александр Голутва, вот уже девять лет в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, курирующий «десятую музу». И являющийся председателем экспертной комиссии ФАККа, определяющей, какой из кинопроектов получит госфинансирование.

Вот уже два года «Правда.Ру» пытается добиться соблюдения законности и обеспечения полной гласности при проведении конкурсов по игровому кино, узнать имена экспертов, одобривших или не одобривших конкретные проекты. Куда там! Голутва держит оборону и вот уже целый год не проводит обещанной большой пресс-конференции, предпочитая общаться только с друзьями типа Матизена, Плахова и Алёны Солнцевой.

Всё же после многомесячной борьбы нам удалось получить официальный ответ от заместителя руководителя ФАККа Сергея Лазарука. Как мы и предполагали, «объём финансирования фильма «Груз 200» составляет 44,0 млн.рублей, из них 29,0 млн.рублей – частичная государственная финансовая поддержка».

Каждого, кто видел для кого-то тошнотворную, а для кого-то смехотворную халтуру Балабанова, интригует вопрос – а на что же ушли такие деньги? Ведь совершенно очевидно, что «Груз 200» снят без затей или, как говорят в народе, «за три копейки». И вопрос возникает не один и не только по продюсеру Сельянову. Александр Голутва так и не прояснил нам судьбу ленты про Ивана Тургенева, которую Сергей Соловьёв снимает уже десять(!) лет. Хотя обещал это сделать автору этих строк ещё в 2001 году.

Напомним, что летом прошлого года работу ФАККа проверяла Генеральная прокуратура и выявила множество нарушений при проведении конкурсов и оформлении документации. Так не связано ли продавливание критиками и критикессами, завязанными на журнал «Сеанс», провозглашения «Груза 200» лучшим фильмом года с желанием отвлечь внимание от необходимости разобраться в финансировании за счёт казны «Груза 200» А это по цепочке может привести к весьма неожиданным сенсациям и по другим картинам, снятыми не только Сельяновым, но и другими друзьями Голутвы и Лазарука.

Кстати, словарь биржевых терминов утверждает, что «Белый слон» - это «обозначение сделки на бирже, когда расходы заведомо превышают возможную прибыль. Делается это для того, чтобы сбить рыночную цену для срочной реализации партии товара или спекулятивной игры на бирже». То есть сей термин обозначает акцию нечистоплотного характера. Занимательное совпадение, не правда ли?

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить