Станислав Говорухин: Идея русского кино без водки - чушь собачья

Известный российский кинорежиссер современности Станислав Говорухин считает, что кино в России подразделяется на три категории: одна из них - та, которая работает исключительно на дебилов. Второй поток- это те, кто стремится получить успех на западных кинофестивалях, и третья- это ни то, ни сё. Об этом и многом другом Говорухин рассказал в эксклюзивном интервью «Правде.Ру».

- Станислав Сергеевич, скажите, как Вы вообще оцениваете свою картину "Артистка"?

-Ой, Вы знаете, и чего я только не начитался про нее! В частности, что это- кино для "отстоя". Вот Вы - отстой, потому что хорошо учились в школе, читали книги. Я вот уже убедился, что "продвинутыми" сегодня называют тех, кто по своей сути - тинэйджер, дебил. Для них нужно, чтобы на экране что-то двигалось, стреляло, взрывалось и т.п. Но поскольку у этого моего фильма уже сейчас - вереница наград, то я никак не могу сказать, что он провалился.

- В сентябре в интервью "Российской газете" Вы сказали, что ничего не создаете для фестивалей. Изменилось ли Ваше отношение к ним?

- Да нет, не изменилась. Ведь, как правило, то, что создается исключительно для фестивалей, забывается через два года. А то, что создается для зрителя и только для зрителя, помнят всегда. Но с другой стороны, сейчас появилось очень много зрительских фестивалей, и в них я участвую очень охотно. Среди таковых можно выделить фестиваль "Московская премьера"- ведь вся Москва хочет на него попасть. Еще появился очень интересный кинофестиваль "Амурская осень", и ему я тоже уделяю очень большое внимание.

Вообще я - дедушка русских кинофестивалей. В 1987-1988 году работал на фестивале "Золотой дюк" в Одессе, и то, что было там, и что сейчас, просто не сравнить.

Помню, в 1964 году я работал у Бондарчука в "Войне и мире" и тогда, он сказал, что всю ночь читал, а что же такое искусство. Вот как было! А сейчас все, что ни попадя - считается искусством. Именно поэтому сегодня, даже если все страны объединят усилия, все равно не снимут "Войну и мир".

- И все же есть у нас сейчас настоящее кино?

- Есть. Никита Михалков вот сейчас снял картину "Двенадцать". Это- настоящее искусство. Он не готовил ее для фестивалей, но наверняка получит все призы, где бы ни выставит свою картину. Михалков всегда умеет очень хорошо поставить игру актеров.

- В связи с Вашей последней фразой позвольте спросить: как Вы относитесь к расхожему в последнее время мнению, что актеры- это "Сукины дети"?

- Ну как я могу относиться к фразе, сказанной мной!... А Вы не знали, что это когда-то я сказал? И сейчас думаю, что правильно сказал! Ведь единственное, чему наши актеры научились у Запада - это бешеным гонорарам. Вы попробуйте сейчас устроиться на "Мосфильм" осветителем - не получится, ведь осветители сегодня также получает бешеные деньги.

Я лично в 1996 году со своими коллегами принял Закон "О государственной поддержке кинематографа". И в итоге сегодня 95% фильмов датируется государством, 60% затрат на фильм приходится на зарплату актерам (чего стоят только 5 тысяч евро за съемочный день, который требуют многие актеры). Такого нет нигде в мире!

- Я когда зашел на Ваш официальный сайт, то обнаружил, что на последнее письмо Вы ответили или в марте этого года, или еще даже раньше. Скажите, почему так происходит, почему Вы так редко читаете письма, которые поступают в Ваш адрес?

-А потому, что мне некогда этим заниматься, а кроме меня - некому. Мы же снимаем некоммерческое кино, а на деньги, вырученные от него, нельзя нанять хорошего человека, который мог бы заниматься моим сайтом. Ведь за фильм "Артистка", который сейчас идет по стране, мы получили ноль целых ноль десятых. А если взять просто моего поклонника, который согласиться заниматься сайтом абсолютно за бесплатно, то слишком много времени надо будет уделять этому поклоннику.

- Какие из современных картин коллег- кинорежиссеров сейчас Вам интересны?

- Фильмы "Двенадцать", "Кукушка", "Остров", но и это не все. Фильм "Двенадцать" я чуть-чуть смотрел, но сейчас не хочу ему давать профессиональную оценку. Вообще сейчас кино в России подразделяется на три категории: одна из них - та, которая работает исключительно на дебилов и тинэйджеров. Второй поток- это те, кто стремится получить успех на западных кинофестивалях - типа Звягинцева. И третья- это ни то, ни сё, как мы. Наши фильмы сначала проваливаются в прокате, но только потом до зрителя доходит, что на самом деле то, что мы хотим до него донести - очень стоящая вещь.

- И как же сделать, чтобы подобное кино не проваливалось?

- Есть несколько способов. Первый - довольно сложный - затащить в кинотеатры образованную публику. Второй - самый сложный - не потерять подрастающее поколение. Сложен он прежде всего потому, что семья сегодня, которая теоретически могла бы сказать, что кино - хорошая вещь и его надо смотреть, потеряла авторитет, так как ребенок говорит в ответ на то, что кино повышает образованность, что "мои мама с папой по два диплома имеют но все равно нищие".

Другая сфера обитания подрастающего поколения - улица- криминальна, она не может на наше кино затащить. И третий способ дать учителю сегодня нормальную зарплату, чтобы он действительно сеял разумное, доброе, вечное, а не влачил жалкое существование, как сегодня. И если у учителя все получится- то через несколько лет у нас вырастет новый зритель, который пойдет на наше кино.

- Вы обмолвились, что сейчас работаете над фильмом "Пассажирка". Расскажите, пожалуйста, о чем он?

- Начну с того, что в нем, как и во всех других моих фильмах, звезды играют роли второго плана, а на главные роли я выбрал молодых актеров, которые еще, может быть, не заявили о себе.

Ну а теперь - собственно к Вашему вопросу. Фильм снимается по мотивам произведения Станюковича "Морские рассказы"- никто лучше него происходящее на море, я считаю, не описывал.

Дело происходит на парусном корабле 19-го века. И консул просит отвезти пассажирку, вышедшую замуж за американца, до Гонконга. В Гонконг пассажирка вынуждена отправиться не в последнюю очередь потому, что муж ее погорел на спекуляциях золотыми приисками.

- Скажите, Вы сейчас снимаете в большей степени романтическое кино?

- Ну а сколько можно снимать фильмов о героях страны, о мужестве! Надо отдать дань уважения и Женщине.

- Как Вы выбираете артистов в свои фильмы?

- Да я не выбираю, я вижу в первую очередь тех, кто не может быть артистами. И зачастую я не всегда согласен с тем, кто снимается в тех или иных фильмах. Сегодня бал в кино правят педерасты - они в каждой девочке хотят видеть мальчика.

- В последнее время Вы известны нам еще и довольно жесткими высказываниями в адрес кинокритиков, а они, в свою очередь, на Вас обижаются. Будете ли Вы в связи с этим перед ними извиняться?

-Ни за что! Критики ведь наносят ощутимый вред литературе, искусству, кино. Критик должен уметь видеть гуманное и не поддерживать пусть талантливое, но вредное кино, а зачастую он делает просто наоборот. Тезис "искусство не должно воспитывать" критикой и интеллигенцией воспринят как "свобода от ответственности перед молодым поколением и вседозволенность".

В итоге на экраны выходит то, что способствует развитию не самых лучших качеств личности. Сегодня нет мужественности ни в жизни, ни на экране.

- Возможно ли сегодня русское кино без водки?

- Я думаю, что эта идея- чушь собачья. Ведь если солдаты затягиваются цигаркой перед боем, если люди пьют за кого-то - это просто жизнь, и я ее намерен показывать, я намерен жизнь передавать достоверной, без прикрас.

Я помню, летели мы куда-то в самолете с Митрополитом Кириллом - раздавили бутылочку вина на двоих, но это не мешает быть ему одним из самых уважаемых в нашей стране людей.

Человека нельзя заставить не пить, не курить, если он сам того не желает, так как подобное навязывание будет для него огромным стрессом. Вот Александру Абдулову, который сейчас сами знаете в каком состоянии находится, врач сказал, что "только ни в коем случае не бросай курить".

Самое главное, что при советской власти мы все это уже проходили - когда нельзя было пить, те памятные якобы безалкогольные свадьбы, когда на самом деле жених и невеста просто удалялись на некоторое время в туалет и там пили.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *