«300 спартанцев» или очередная попытка Голливуда плюнуть всем в лицо

На этой неделе на наши экраны выходит боевик по одноименному графическому роману (аналог комикса) «300 спартанцев» («300») Фрэнка Миллера, выполненный по патентованной технологии Роберта Родригеса.

В американском и канадском прокате фильм режиссера Зака Снайдера в первый уикенд собрал $ 70 миллионов. Лента стала самой успешной мартовской премьерой. Сумма также рекордной выручки от продажи билетов на премьерные показы «300 спартанцев» в 62 кинотеатрах с технологией IMAX составила $3,4 миллиона. У жителей и гостей Москвы есть шанс увидеть его в единственном на всю страну кинотеатре с трехмерным изображением.

Советник президента Ирана по делам искусства Джавад Шамгадри уже назвал фильм «оскорблением персидской цивилизации» и «частью американской психологической войны против иранской культуры». В Интернете появилось обращение к авторам фильма, где его называют «фальшивым и искажающим действительность». Под ним несколько сотен подписей простых иранских граждан.

Иранцев можно понять. В свое время британцы тоже резко (правда, не на государственном уровне) высказывались против картины Мэла Гибсона «Патриот». Жителям Альбиона казалось, что янки оскорбляют англичан, выставляя последних подлецами без чести и совести. Россиян, в свою очередь, не очень радовали эпизоды очередной киноподелки с плохо выбритым космонавтом в шапке-ушанке, который спасал штатовский челнок от аварии.

Не помню кто сказал, если бы персидские историки оставили после себя такую же богатую историческую литературу, как и греки, то взгляды современников на греко-персидские войны могли бы быть абсолютно другими. Потомкам же досталась точка зрения одной из воюющих сторон. Безусловно, все наши симпатии на стороне эллинов и горстки спартанцев во главе с царем Леонидом (его играет Джерард Батлер).

И нам вроде все равно, что «замечательные» греки собачились между собой. И даже перед лицом вражеского нашествия, немногие греческие города-государства нашли в себе силы, чтобы простить соседям былые обиды и объединить усилия для совместной борьбы. В состав исторической Персидской державы входили две трети греческих городов и провинций, где эллины были в равноправными гражданами. Кстати, некоторые сражались на стороне персов либо добровольно, либо в качестве наемников.

Именно из-за существования одной-единственной точки зрения на противостояние греков и персов мы имеем ряд анекдотов, которые в дурацком свете являют нам варваров и их царя. Будь-то Ксеркс или его предшественник Дарий Гистасп. Когда по приказу Ксеркса навели мосты через Геллеспонт, то буря их разрушила. Тогда персидский владыка якобы приказал высечь плетьми пролив - и море успокоилось. Серьезные исследователи полагают такое объяснение за неудачную шутку греческих авторов. Ксеркс хотя и был противником эллинов, но дураком все-таки не был.

Персидский монарх Ксеркс (Родриго Санторо) представлен сценаристами Заком Снайдером, Куртом Джонстедом и Майклом Гордоном некой помесью негроидного с монголоидным гиганта, разукрашенным татуировками и усыпанного пирсингами. В голливудском фильме «300 спартанцев» 1962 года Ксеркс хотя бы внешне походил на известные историкам изображения этого исторического персонажа. Хотя и в той давнишней картине персы показаны как орда, умеющая побеждать лишь за счет огромного перевеса в численности. Хотя знаменитые «бессмертные» персов не могли одолеть в рукопашной схватке спартанских гоплитов по причине того, что их копья были короче греческих. В тесноте ущелья это оказалось важным преимуществом.

Действие картины основано на 7-й книге греческого историка Геродота. В 480 году до н.э. два дня союзное греческое войско под командованием царя Спарты Леонида обороняло узкое Фермопильское ущелье от персидской армии. Предатель провел врагов через горные тропы в тыл грекам. Узнав об этом, часть защитничков самовольно ушла или, по другой версии, Леонид приказал союзным отрядам отступить, а сам с 300 воинами своей личной охраны (в отряд были отобраны лишь воины, имевшие сыновей) остался у Фермопил. Окруженные со всех сторон, спартанцы героически сражались и все погибли в рукопашной схватке.

Актеры в картине действую на фоне декораций, созданных с помощью цифровых технологий. И греки, и персы одеты и вооружены не так, как об этом свидетельствуют источники. Пугающие афиши нового фильма напоминают чудовищный винегрет, составленный из плакатов времен гражданской войны в России и зарубежных ужастиков. Фрэнк Миллер написал комикс в 80-е годы прошлого века, в котором отразил типично американское

«300 спартанцев» или очередная попытка Голливуда плюнуть всем в
«300 спартанцев» или очередная попытка Голливуда плюнуть всем в
представление о героизме и культе тела.

Выход нынешнего римейка приурочен, помимо всего прочего, к дебатам вокруг политического кризиса в Ираке. Дескать, «плохие» политики настаивают, чтобы вывести оттуда войска, но положение спасают верные присяге элитные подразделения. Они гибнут, спасая западные ценности. Это своеобразная «песнь песней» ястребов Пентагона. Этот технический шедевр и китч от искусства вольно или невольно оказывает поддержку агрессивным планам нынешнего американского президента.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить