Агенты «штази» далеко обошли «9-ю роту»

Немцы уже не смеются, расставаясь со своим прошлым. Их больше не устраивают комедии а-ля «Гудбай, Ленин!». Этот качественный скачок удостоился «Оскара» за лучший иностранный фильм. Триумфатором стал молодой режиссер, учившийся в Санкт-Петербурге.

Режиссерский дебют Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка о жизни в бывшей ГДР и деятельности спецслужб страны удостоился высшей награды Американской киноакадемии «Оскар». Последний раз немецкий фильм был удостоен «Оскара» в 2003 году.

Немецкая картина «Чужая жизнь» (Das Leben der Anderen) – в российском прокате будет называться «XX/7 агент» – получила высшую награду в категории «Лучший иностранный фильм». «9 рота» не попала даже в короткий список номинантов.

«Галочка», поставленная киноакадемиками, немцам интересна с двух точек зрения.

Фильм 33-летнего режиссера (он еще и автор сценария) рассказывает об агенте службы безопасности ГДР, которому поручена слежка за драматургом Георгом Дрейманом (его играет Себастиан Кох). 
 
Киноакадемиков растрогала драма об агенте "Штази"

В красавицу-жену драматурга – актрису Кристу-Марию Зиланд (Мартина Гедекк) – влюбляется сам министр культуры, который поручает агенту Грубицу прослушивать квартиру семейной пары. Дрейман совсем не фрондер, а вполне успешный драматург и рядовой обыватель. Впрочем, однажды он лично принял из рук самой Марго Хонеккер томик сочинений запрещенного в соцстранах Александра Солженицына. По ходу фильма агент проникается симпатией к супругам. Дрейман в свою очередь становится художником-диссидентом.

Мартина Гедек и Себастиан Кох - супружеская чета, за которыми
Мартина Гедек и Себастиан Кох - супружеская чета, за которыми
Двумя антиподами в ленте предстают драматург Дрейман и вечно мрачный капитан госбезопасности Герд Вислер (Ульрих Мюэ) – абсолютно лишенный чувства юмора верный служака, зорко следящий за всеми отклонениями от линии партии во всех их проявлениях.

Лента снята уроженцем Кельна, обучавшимся на курсах русского языка в Санкт-Петербурге, а потом изучавшего философию и экономику в Оксфордском университете. Там же в 1996 году он закончил курс практического изучения режиссуры, а затем учился в Академии телевидения и кино в Мюнхене.

После череды комедий, как «Гудбай, Ленин!» и «Солнечная аллея», с толикой ностальгии рассказывавших об ушедшей навсегда жизни, это первый немецкий фильм, который рассказывает о систематических слежках и запугивании восточногерманских граждан. Немцы расстаются со своим прошлым уже не смеясь, как говорил Карл Маркс, а серьезно, как свойственно этой нации.

Так что раскрывать пресловутые ужасы советской системы готовы теперь и уроженцы ГДР. Вопрос только в том, насколько зрелого возраста они достигли, чтобы помнить эти самые «зверства».

Второй аспект нынешнего триумфа «Чужой жизни» в Лос-Анджелесе состоит в том, что немецкого кино становится больше, и оно становится качественнее.

По статистике, в прошлом году в прокат в Германии вышло 174 немецких фильма и только 163 американских, а также 80 лент, снятых в Европейском Союзе и еще 70 из других стран мира. Немецкие киноленты вроде «Парфюмера» по популярности оказались в одном ряду с такими голливудскими блокбастерами, как «Ледниковый период-2» и «Пираты Карибского моря».

И главный бум немецкой киноиндустрии, как предсказывают, еще впереди. Нынешний «Оскар» – всего лишь вешка на этом пути.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *