Российское кино в Каннах: история в цифрах и кинолентах

Канны: от военной темы до блеска бриллиантов

К своей первой и пока единственной каннской ветви в 1958 году российское (советское) кино шло еще с 1939 года. Тогда было отобрано восемь советских картин, и даже в жюри пригласили одного из крупных в СССР чиновников. Но фестиваль так и не состоялся из-за начала войны. Только в 1946 году провели первый конкурсный показ.

И СССР в 1946 году выступил достойно — наша страна была представлена лентами Ф. Эрмлера ("Великий перелом"), С. Юткевича ("Молодость нашей страны"), А. Птушко ("Каменный цветок"), Л. Арнштама ("Зоя"), М. Ромма ("Человек № 217").

Одновременно и скандалом, и первыми успехами запомнилось тогда выступление в Каннах. Организационный комитет конкурса отказал советской делегации в просьбе разрешить во время просмотра переводить в микрофон наши фильмы — по правилам фестиваля все киноленты демонстрируются на языке оригинала. В тот момент в конкурсе участвовали ставшие позже классикой: "Цезарь и Клеопатра", "Дурная слава", "Бандит" и показывались они на родном языке, поэтому было решено не ущемлять права других стран по просьбе советской делегации. А вдруг присутствующие не поймут о чем фильм, — переживали члены советской делегации (в состав общего жюри, надо сказать, в тот момент входил классик советской режиссуры Сергей Герасимов), и требовали уступить стране-победителю и пересмотреть правила. Фильмы так и показали без дубляжа — по-русски.

Но жюри и зрители все поняли и оценили: 1946 год принес СССР Гран При за "Великий перелом". "Каменный цветок" признан лучшим цветным фильмом, а лучшей короткометражной лентой была названа "Молодость нашей страны". Но великая страна обиделась на устроителей и последовали пять лет изоляции: руководство СССР запретило участие в фестивале. Именно бессмысленным бойкотам со стороны великой державы были испорчены несколько следующих лет: и в 1947, и в 1949 гг. Канны не увидели русского кино.

Читайте также: "Je Pars" победила в конкурсе короткометражек

Но уже в 1951 г. сам Сталин пустил во Францию 7 кинолент. Призы получили патриотические "Мусоргский", "Советский Азербайджан", "Советская Эстония". На фоне запрета к показу фильма С. Герасимова "Освобожденный Китай" (французы толерантно обошли тему режима Мао в Китае), это был внушительный результат. Очередная волна отказов ехать на кинофорум пришлась на 1952-1953 годы. Но уже в 1954 году С. Юткевич получает приз за "Великого воина Албании Скандерберга". Главному призу в 1958 году предшествовал ряд призов и побед за советские фильмы, участие наших режиссеров в жюри и внушительное число картин, привезенных на кинофестиваль из СССР.

Шестнадцать человек из команды режиссера И. Хейфица за фильм "Большая семья" (1955) взяли приз номинации "Лучший актерских ансамбль" — и это рекорд Каннского кинофестиваля.

Золотую пальмовую ветвь получил фильм "Летят журавли" М. Калатозова в 1958 г. Любовь и выбор, война и потери, боль и мучения, долг и уважение, человеческие чувства и поступки, не имеющие национальности и не знающие границ. Главные роли исполнили Т. Самойлова (Вероника) и А. Баталов (Борис).

По сюжету Вероника и Борис не успевают пожениться из-за начала войны. Казалось, что ничто не способно разлучить настоящую любовь. Ничто, кроме войны. Он уходит на фронт и не может сообщить о себе. Она, потеряв дом и родителей, выходит замуж за его брата. Страдая от презрения к неверным невестам, ушедших на фронт солдат, Вероника пытается покончить с собой… Но неожиданно даже для себя спасает ребенка по имени Борис, еще не зная, что ее любимый погиб, выручая сослуживца.

Узнав об изменах мужа, Вероника уходит от него, продолжая жить надеждой вернуть настоящую любовь, найти Бориса, исправить ошибки. Но от спасенного им солдата узнает о его смерти. Над Москвой летят журавли, Вероника идет сквозь толпу вернувшихся с войны и раздает им по цветку из букета для Бориса, понимая, что война отняла и изменила все…

Читайте также: Определены писатель и поэт 2012 года

Лента стала не только главным событием фестиваля, но и заставила европейцев иначе взглянуть на все советское кино, на "железную" страну того времени. История этой любви на фоне самой большой трагедии человечества стала "общим" сюжетом для истерзанной войной Европы, смогла породнить европейские кинематографические традиции с опытом советского кино. Именно послевоенные личные переживания, ориентация на человека, прошедшего невозможное, были столь популярны и востребованы в 50-е годы. Русская же интерпретация войны и любви в картине "Летят журавли" внесла определенные нотки славянской сентиментальности и трогательности.

Опыт военных действий для Франции и Англии коренным образом отличался от советского, с его тотальным вовлечением в войну (для Франции это сопротивление, для Британии — "точечное фехтование" с противником в воздушных боях и морских сражениях). СССР был победителем, внесшим тогда в кино мощную струю осмысления войны как самого масштабного спектакля, исковеркавшего судьбы всего поколения, всего мира. Примером этого и стал "другой" фильм о войне, с достоинством оцененный в Каннах в 1958 году.

После были не менее драматичные и эпохальные "Баллада о солдате" Г. Чухрая, "Война и мир" С. Бондарчука, "Андрей Рублев" А. Тарковского. Выстроилась четкая тенденция — российское кино стало постоянным участником конкурса с действительно фестивальными фильмами, ориентируемыми на универсальные космополитические вкусы в кино. Оценили в Каннах "Сталкера" А. Тарковского, "Группу крови — ноль", "Ностальгию", "Жертвоприношение".

Новая Россия внесла свои коррективы в образ русского кино на международных кино-конкурсах. Резонансными стали такие картины 90-х годов как: "Луна-парк" и "Свадьба" (П. Лунгин), "Утомленные солнцем" (Н. Михалков), "Молох" и "Телец" (А. Сокуров), "Брат" (А. Балабанов), "Музыка для декабря" (И. Дыховичный).

Читайте также: Премия "Ника". Дилетантам тут не место

Сейчас в России четко оформился жанр фестивального кино — "кино не для всех" (как десерт, который постоянно хочется, но всегда есть невозможно) — отдельный жанр, характерный предельным эстетством и некой удаленностью от зрителя. В 2000-х отмечены "Русский ковчег", "Отец и сын", "Александра" все того же А. Сокурова, "Сказка про темноту" и "977" Н. Хомерики, "Изгнание" А. Звягинцева, "В тумане" С. Лозницы.

К сожалению, наши достижения последних лет некоторым образом "затмевал русский десант" на набережной Круазетт, бурно вписывающий себя в хроники местной прессы и вызывающий неподдельный интерес и удивление со стороны остальной публики.

Показное роскошество, расточительство и "громкий" шик российских олигархов, бриллианты их спутниц и манеры окружения в Каннах в период конкурса стали иногда более обсуждаемы и заметны, нежели современное русское кино. С надеждой мы ждем изменений в таком "антураже" и больших признаний и побед для российских фильмов по-настоящему талантливых.

Хотя нельзя не отметить тот факт, что в последнее время Канны взяли курс на все большую коммерциализацию. И для Голливуда Канны отчасти становятся все более прочной промо-площадкой для выхода череды истинно "голливудских" картин.

Стивен Спилберг во главе конкурсного жюри как главная фигура индустриального и массового кино Голливуда лишь усиливает тенденцию. Сможет ли Россия противостоять такому контенту в будущем, покажет время. На 66-м Международном каннском кинофестивале в внеконкурсной программе нашу страну представят картины "Отдать концы" Таисии Игуменцевой, "Норма жизни" Евгения Бяло и "Майор" Юрия Быкова.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ: Канны 2013: "модницы с большой дорожки"

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юлий Иванов
Юлий Иванов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *