Фильм "Воздушный извозчик" вышел 70 лет назад

"Воздушный извозчик" летит на голос 70 лет

В этом году исполняется 70 лет фильму "Воздушный извозчик". Снимать ремейки становится популярным, но с этой картиной, если такое и случится, то очень не скоро. Фильм не устаревает. Его можно расцветить или даже сделать в 3D, добавить компьютерных эффектов — ведь есть к чему добавлять. В эту трогательную историю с влюбленными героями так хочется верить.

Они встретились в самолете во время вынужденной посадки. Она — юная, начинающая певица Наташа Куликова, в исполнении очаровательной Людмилы Целиковской, тоже юной и начинающей, он — серьезный, опытный летчик, Иван Баранов, был у штурвала этого самолета. Иван Баранов — один из немногих стопроцентно положительных образов Михаила Жарова, большого мастера создавать на экране разноплановые характеры — будь то очень обаятельный мерзавец или же добрый, но страшно ершистый, колючий человек.

Быть может, Михаил Иванович Жаров был столь романтичен оттого, что влюбился по-настоящему в актрису Целиковскую? Оба, и Михаил и Людмила, к тому времени были женаты, и не единожды, но этот фильм их соединил, несмотря на разницу в возрасте в 19 лет. Соединил не навсегда, только на военные и послевоенные годы…

Читайте также: Фильм-памятник советским подводникам

По сюжету благодарные артисты, которые летели в этом самолете, пригласили летчиков в театр. Там Наташа и Иван познакомились поближе, стали встречаться. Но Наташина мама оказалась категорически против ее брака с немолодым летчиком. Ведь у нее на примете другой — томный тенор, звезда оперной сцены, осаждаемый поклонницами — Ананий Светловидов — незабываемый актер Григорий Шпигель. Куликова старшая прячет телеграмму летчика, которую Наташа так ждет. Но фокус не удался, Анания Павловича опять закружили поклонницы, отвлекли, а тем временем девушка укатила с подъехавшим Барановым.

Все эти перипетии лирических взаимоотношений вышли из-под золотого пера Евгения Петрова, того самого, кто написал совместно с Ильей Ильфом "12 стульев" и "Золотого теленка". Евгений Петров — автор еще четырех киносценариев таких знаменитых фильмов тридцатых годов как "Цирк", "Музыкальная история" и "Антон Иваныч сердится". Эти сценарии также были написаны в соавторстве. А вот сценарий "Воздушного извозчика" Петров писал один. И этот фильм стал его последней работой — будучи во время войны фронтовым корреспондентом, он возвращался в Москву из Севастополя на каком-то "воздушном извозчике" и самолет был сбит вражеской авиацией над Ростовской областью.

В те времена Голливуд был еще не так силен. Случалось, что деятели кино добровольно покидали его. Так произошло и с режиссером фильма Гербертом Раппопортом. Уроженец Австрии, он работал в кино как ассистент и второй режиссер в Германии, Франции и, наконец, в Америке. А в 28 лет приехал в Россию, чтобы снимать здесь антифашистское кино. Снял, но тут в дело вмешалась политика: Сталин решил не ссориться с Гитлером и фильм положили на полку. У его второго серьезного фильма тоже оказалась сложная судьба. Раппопорт решил переключиться на комедии, "Воздушный извозчик" — третий его полнометражный фильм.

Читайте также: Три тополя, Нежность и полет Гагарина

По воспоминаниям самого Раппопорта именно Петров, знавший режиссера по совместной работе над "Музыкальной историей", просил, чтобы постановку его сценария поручили именно ему.

"Я хотел, чтобы главную роль в фильме исполнила Людмила Целиковская, — писал Герберт Морицович впоследствии. — Я тогда еще не был знаком с этой актрисой лично и знал ее только по фильму "Антон Иванович сердится". Целиковская вместе с Театром им. Вахтангова в это время находилась в Омске. И, чтобы получить Целиковскую для своей картины, мне пришлось проявить немало настойчивости. Дело в том, что на студии ЦОКС был свой штат актеров. Он состоял из 15 мужчин и 170 женщин. Неудивительно, что руководству казалось бессмысленным приглашать актрису издалека. Но на студии работали актрисы драматические, а мне нужна была артистка музыкальной комедии, которая умеет петь. Дорога из Омска в Алма-Ату в военные годы могла растянуться на месяцы, а Жаров, партнер Целиковской по фильму, нервничал — его рабочее время было расписано на многие месяцы вперед. Но все-таки я победил. Людмила Васильевна приехала в Алма-Ату и снялась в нашем фильме…"

Когда "Воздушный извозчик" вышел на экраны, солдаты и офицеры действующей армии благодарили за фильм. Даже назвали один истребитель "Наташей", по имени героини картины и рисовали на его фюзеляже звезды по количеству сбитых самолетов противника.

Читайте также: "Звездный путь" не стал звездной мутью

Всего Раппопорт снял в СССР два десятка фильмов. Каково ему жилось в стране победившего социализма — трудно сказать. Большой шутник, Сергей Довлатов описывал так: встретились два старых друга, работавших когда-то в западной киноиндустрии, пошли в кафе. Сидят, беседуют. И происходит между ними разговор:

— Я почти разорен. Последний фильм дал миллионные убытки. Вилла на Адриатическом море требует ремонта. Автомобильный парк не обновлялся четыре года. Налоги достигли семизначных цифр…

А советский режиссер Раппопорт отвечает:

— А у меня как раз все хорошо. Последнему фильму дали высшую категорию. Лето я провел в Доме творчества Союза кинематографистов. У меня "Жигули". Занял очередь на кооператив. Налоги составляют шесть рублей в месяц…"

В самом конце фильма, выполняя опасное задание по перевозке раненых из окружения, и уходя от истребителей противника, Баранов направляет свой небесный тихоход в облака, но и сам теряет ориентацию в тумане. Спасает летчика, его экипаж и сорок человек раненых на борту только голос любимой Наташи по радио. Они пеленгуют радиостанцию и летят прямо на арию Лизы из "Пиковой дамы" Чайковского. Приземлившись, он говорит ей по телефону: вы так хорошо пели, что только благодаря этому я смог вернуться на аэродром…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить