Коллапс по расписанию

26 сентября 2017 года в публикации "Разбор полетов" писали о чрезвычайной ситуации, сложившейся в аэропорту Шереметьево в связи с обслуживанием грузов компанией "Москва Карго". Речь шла о картельном сговоре между ПАО "Аэрофлот" с ООО "Москва Карго" по предоставлению услуг грузоперевозок только одному оператору. Интересы агентов, брокеров и экспедиторов, осуществляющих оформление грузов в аэропорту Шереметьево, как всегда "Аэрофлотом" были проигнорированы.

Публикацией "Разбор полетов" пыталась обратить внимание авиакомпании "Аэрофлот", которая волевым решением заставила всех экспедиторов работать только с компанией "Москва Карго", на низкое качество обслуживания авиационных грузовых перевозок этой "юной" бизнес-структурой, некогда зарегистрированной в оффшорной зоне и не платившей налоги в бюджет.

Однако, как говорится в русской народной пословице, а "воз и ныне там". Точнее, сотни тонн груза, скопившиеся на новом терминале ООО "Москва Карго" со 2 октября 2017 года. Все эксперты в один голос заявляют о том, что в аэропорту Шереметьево возник очередной грузовой коллапс, созданный точно по расписанию компанией "Москва Карго". О чем, кстати, и предупреждала в материале "Разбор полетов".

Виновником сложившейся ситуации на этот раз стал новый грузовой терминал "Москва Карго", об открытии которого громко и красиво заявляли в компании. Информация о начале обслуживания очередной блока рейсов компании "Аэрофлот" с 2 октября 2017 года на новом терминале, пестрила на всех главных новостных лентах отрасли авиационных грузоперевозок. Казалось бы, принимай грузы и ни о чем не думай! Новый терминал, большие возможности, красивая реклама. Но, как всегда это случается в компании "Москва Карго", в последний момент что-то пошло не так...

Сбои в работе информационных систем на новом терминале "Москва Карго" начались уже со 2 октября 2017. Основной причиной неполадок, по мнению специалистов, стала неработоспособность информационных систем. Основные производственные процессы приходится выполнять вручную: приемка вылетающего груза и его выдача на вылет, складирование прибывающего груза и его выдача клиентам.

Работа агента по наземному обслуживанию вручную — это страшный сон для всех грузоперевозчиков мира. Особенно это актуально при оформлении грузов специальных категорий и экспресс-грузов: лекарственных средств, живых животных, дорогостоящей электроники, опасных грузов и грузов, требующих соблюдения температурных и иных специальных условий при их обслуживании.

Компании, которые устраивают для своих клиентов подобные "сюрпризы", вылетают с рынка быстрее скорости самолета, которые эти грузы доставляют. Это касается всех, кроме ООО "Москва Карго", для которых законы рынка, как говорится, не писаны. Находясь под крылом ПАО "Аэрофлот", главного монополиста на рынке грузовых авиаперевозок, она не сильно переживает за испорченный собственный имидж и просроченную продукцию своих клиентов. Для "Москва Карго" сложившаяся нынешняя ситуация не в первой.

В сентябре 2015 года похожий "адок" для авиапассажиров был устроен в Шереметьево по вине компании. Выиграв в январе 2015 года тендер на обслуживание грузов в Шереметьево, "Москва Карго" оказалась просто не готова к его обслуживанию. Тогда в аэропорту застряли сотни тонн грузов, в том числе, животные, промышленное оборудование и "груз 200". Участники рынка грузоперевозок в один голос обвинили в сложившейся ситуации компанию "Москва Карго" и ПАО "Аэрофлот".

Именно "Аэрофлот" в приказном порядке перевел из грузового терминала "Шереметьево Карго" обслуживание грузов и почты к оператору ООО "Москва Карго" и запретил передачу груза на обслуживание в "Шереметьево-Карго". Но "Москва Карго" с поставленной задачей не справился.

О грузовом коллапсе в Шереметьево писали тогда все российские и мировые СМИ. В итоге, пассажиры и грузы улетели, а проблемы так и остались нерешенными. Их пытались решить с помощью введения в строй нового грузового терминала. Но не хватило, как всегда, опыта и профессионализма.

- Сбой в работе нового терминала "Москва Карго" является системным и был вызван недостаточной проработкой проекта, ошибками в техническом задании на проектирование здания и разработку информационных систем, необученностью персонала всех категорий, как управления, так и исполнения, отсутствием программы запуска в промышленную эксплуатацию.

С 3 по 4 октября клиентам не было отправлено несколько тонн груза. Перронная служба не видит точной информации по количеству и времени вывоза груза на вылет, осуществляется поздний подвоз груза для загрузки в самолет или документов на вылет вызывает возвраты. Представитель "Москва Карго" от комментариев по сложившейся ситуации в аэропорту Шереметьево отказался. А ведь объявив о втором этапе перевода рейсов "Аэрофлота" на новый терминал со 2 октября, "Москва Карго" практически обмануло своих клиентов по готовности их обслуживания. Проблемы начались на следующий же день и продолжают накапливаться с каждым часом. Авиарейсы уходят пустыми или не до конца заполненными, так как "Москва Карго" не успевает обработать и загрузить груз. При этом грузовые квоты оплачиваются агентами в полном объеме, но принять груз к отправке либо отправить принятый груз не удается.

Среди неотправленных грузов - кровь, цветы, живые животные, музыкальные инструменты симфонического оркестра, выступление которого на грани срыва. Сданные к перевозке, но не отправленные грузы не выдаются назад клиентам. Сдача новых грузов не производится, так как "Москва Карго" не в состоянии их обслужить. Многие грузы агенты перенаправляют в Домодедово и Внуково. Наступившая в Москве дождливая осень добавила грусти многим клиентам, чьи грузы по вине "Москва Карго" стоят на улице под дождем.

Выход из сложившейся сейчас ситуации в Шереметьево очевиден: в связи с тем, что в аэропорту находятся два крупных грузовых оператора "Москва Карго" и "Шереметьево Карго", авиакомпании "Аэрофлот" необходимо дать грузовладельцам право самим выбирать оператора при оформлении грузов, которые она перевозит. Участники рынка грузовых авиаперевозок очень надеются на то, что авиакомпания "Аэрофлот" будет передавать выполнять указания грузовладельцев по передаче грузов другим грузовым агентам.

Этот вопрос на прошлой неделе был озвучен на заседании комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, проводимой в Общественной палате РФ.

Надеемся, что просьбы грузовладельцев как конечных пользователей услуг наконец-то будут услышаны.

Кстати, именно эта мысль прозвучала из уст президента РФ Владимира Путина на совещании с членами правительства 27 сентября: "В конце концов, бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами".

Услышит ли на этот раз слова президента России компания "Аэрофлот"? Будем надеяться.

Автор Георгий Бурцев
Георгий Бурцев — журналист, филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Ольга Алексеева
Ольга Алексеева — журналист, филолог, выпускающий редактор Правды.Ру
Обсудить