Авто

Отставка главы "АвтоВАЗа" – конец эпохи национального автопрома?

Один из живых символов российского автомобилестроения – председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников – покинул свой пост. Его уход может знаменовать собой новый этап развития автопрома в России: закат чисто отечественного производства и победное шествие иномарок, собранных на российской земле.

Владимир Каданников руководил предприятием на протяжении 17 лет. Он не был в полном смысле этого слова "красным директором". У руля "АвтоВАЗа" он встал в конце 80-х годов и большую часть своей карьеры топ-менеджера провел уже в рыночных условиях.

Коллеги отзываются о Каданникове исключительно хорошо. Действительно, даже сейчас, когда у российского автопрома настают не лучшие времена, "АвтоВАЗ" остается стабильным и прибыльным предприятием, до сих пор удерживающим значительную часть рынка и выпускающим новые модели – пусть и не всегда удачные на взгляд потребителей.

Кроме того, уже бывший глава "АвтоВАЗа" зарекомендовал себя как прекрасный лоббист интересов всей отрасли в самых высоких эшелонах власти. В 1996 году Каданников курировал в правительстве промышленность на посту первого вице-премьера. Каданников представлял "АвтоВАЗ" на всех крупных правительственных совещаниях, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники. Все стратегические решения принимались при его непосредственном участии. В частности, к его заслугам относят повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки в 2002 и 2003 годах.

Предполагалось, что эта отсрочка должна была быть использована российскими автопроизводителями для модернизации производств, нахождения оптимальных стратегий развития, которые позволят выжить отечественным производителям после вступления России в ВТО. Напомним, после вступления России в ВТО (которое предполагается в 2006-м году) любые запретительные меры для импорта станут невозможны по правилам этой организации.

Однако к 2004-ому году стало ясно, что проблемы у российских автопроизводителей начались задолго до ВТО. Бурный рост сборочных производств поставил ребром вопрос об экономической целесообразности производства чисто отечественных легковых автомобилей, которые по цене сравнялись с нижним сегментом иномарок. Российских промышленников подкосили и резко поднявшиеся цены на металл. Если иностранные производители удержали цены на автомобили и комплектующие за счет долгосрочных контрактов, то россияне жили чуть ли не сегодняшним днем. Вот им и пришлось сразу после наступления 2005 года поднять отпускные цены на свою продукцию на 5-10%.

Российские производители видели лишь один путь поддержки отечественного автопрома – повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок с нынешних 25 до 35%. До такого же уровня промышленники предлагали поднять пошлину на комплектующие. Однако лоббистские рычаги российских автопроизводителей, которые до этого безотказно работали, дали сбой. Правительство отвергло все предложения национальных промышленников. Причастен ли к этому поражению Каданников – неизвестно. Однако очевидно, что именно после этого Ватерлоо российского автопрома правительство сделало окончательную ставку на рыночные условия, в которых наилучшими шансами обладают сборочные производства и широкий импорт западных технологий. Сварка и покраска – наши.

"Окончательное решение автомобильного вопроса" выразилось в решении правительства (в частности, одним из инициаторов решения выступило Минэкономразвития, которое вообще с пиететом относится к западным производителям) о радикальном снижении пошлин на комплектующие для иномарок до 2% (или в ряде случаев вообще до 0%). Условия были выдвинуты соответствующие – низкие пошлины доступны только для производств, которые будут собирать МНОГО машин. От 50 тысяч в год. Иными словами, правительство дало "зеленый свет" сборке в России иностранных машин в огромном количестве, что вынудит российских производителей либо переходить на сборку, либо вступать в альянс с иностранными концернами и производить что-то иностранное, но адаптированное к российской покупательной способности и потребности.

Подобные партнеры к сегодняшнему дню есть практически у всех российских автомобильных компаний. Но, например, у того же "АвтоВАЗа" оказался не самый удачный пример сотрудничества с General Motors (GM).

По данным газеты "Коммерсантъ", продажи внедорожника Chevrolet Niva, выпускаемого СП, сокращаются, программа по выводу этого автомобиля на европейский рынок свернута из-за его низкого качества, а последний проект СП - запуск модели Chevrolet Viva – провалился. Судьба очередного совместного проекта с GM - завода по производству двигателей с объемом инвестиций более $400 млн – более чем туманна.

Закат эпохи национального автомобилестроения и не совсем удачные совместные проекты с иностранцами – возможно, именно это привело  Каданникова к решению об отставке.

Однако источники газеты "Коммерсантъ" не исключают, что уход господина Каданникова стал прямым следствием смены собственника автозавода, более 60% акций которого перешли под контроль группы компаний СОК, поставляющей на "АвтоВАЗ" львиную долю автокомпонентов. По данным газеты, СОК еще при бывшем председателе заняла ключевые посты на заводе.

Отдел экономики

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов