Отставка главы "АвтоВАЗа" – конец эпохи национального автопрома?

Один из живых символов российского автомобилестроения – председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников – покинул свой пост. Его уход может знаменовать собой новый этап развития автопрома в России: закат чисто отечественного производства и победное шествие иномарок, собранных на российской земле.

Владимир Каданников руководил предприятием на протяжении 17 лет. Он не был в полном смысле этого слова "красным директором". У руля "АвтоВАЗа" он встал в конце 80-х годов и большую часть своей карьеры топ-менеджера провел уже в рыночных условиях.

Коллеги отзываются о Каданникове исключительно хорошо. Действительно, даже сейчас, когда у российского автопрома настают не лучшие времена, "АвтоВАЗ" остается стабильным и прибыльным предприятием, до сих пор удерживающим значительную часть рынка и выпускающим новые модели – пусть и не всегда удачные на взгляд потребителей.

Кроме того, уже бывший глава "АвтоВАЗа" зарекомендовал себя как прекрасный лоббист интересов всей отрасли в самых высоких эшелонах власти. В 1996 году Каданников курировал в правительстве промышленность на посту первого вице-премьера. Каданников представлял "АвтоВАЗ" на всех крупных правительственных совещаниях, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники. Все стратегические решения принимались при его непосредственном участии. В частности, к его заслугам относят повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки в 2002 и 2003 годах.

Предполагалось, что эта отсрочка должна была быть использована российскими автопроизводителями для модернизации производств, нахождения оптимальных стратегий развития, которые позволят выжить отечественным производителям после вступления России в ВТО. Напомним, после вступления России в ВТО (которое предполагается в 2006-м году) любые запретительные меры для импорта станут невозможны по правилам этой организации.

Однако к 2004-ому году стало ясно, что проблемы у российских автопроизводителей начались задолго до ВТО. Бурный рост сборочных производств поставил ребром вопрос об экономической целесообразности производства чисто отечественных легковых автомобилей, которые по цене сравнялись с нижним сегментом иномарок. Российских промышленников подкосили и резко поднявшиеся цены на металл. Если иностранные производители удержали цены на автомобили и комплектующие за счет долгосрочных контрактов, то россияне жили чуть ли не сегодняшним днем. Вот им и пришлось сразу после наступления 2005 года поднять отпускные цены на свою продукцию на 5-10%.

Российские производители видели лишь один путь поддержки отечественного автопрома – повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок с нынешних 25 до 35%. До такого же уровня промышленники предлагали поднять пошлину на комплектующие. Однако лоббистские рычаги российских автопроизводителей, которые до этого безотказно работали, дали сбой. Правительство отвергло все предложения национальных промышленников. Причастен ли к этому поражению Каданников – неизвестно. Однако очевидно, что именно после этого Ватерлоо российского автопрома правительство сделало окончательную ставку на рыночные условия, в которых наилучшими шансами обладают сборочные производства и широкий импорт западных технологий. Сварка и покраска – наши.

"Окончательное решение автомобильного вопроса" выразилось в решении правительства (в частности, одним из инициаторов решения выступило Минэкономразвития, которое вообще с пиететом относится к западным производителям) о радикальном снижении пошлин на комплектующие для иномарок до 2% (или в ряде случаев вообще до 0%). Условия были выдвинуты соответствующие – низкие пошлины доступны только для производств, которые будут собирать МНОГО машин. От 50 тысяч в год. Иными словами, правительство дало "зеленый свет" сборке в России иностранных машин в огромном количестве, что вынудит российских производителей либо переходить на сборку, либо вступать в альянс с иностранными концернами и производить что-то иностранное, но адаптированное к российской покупательной способности и потребности.

Подобные партнеры к сегодняшнему дню есть практически у всех российских автомобильных компаний. Но, например, у того же "АвтоВАЗа" оказался не самый удачный пример сотрудничества с General Motors (GM).

По данным газеты "Коммерсантъ", продажи внедорожника Chevrolet Niva, выпускаемого СП, сокращаются, программа по выводу этого автомобиля на европейский рынок свернута из-за его низкого качества, а последний проект СП - запуск модели Chevrolet Viva – провалился. Судьба очередного совместного проекта с GM - завода по производству двигателей с объемом инвестиций более $400 млн – более чем туманна.

Закат эпохи национального автомобилестроения и не совсем удачные совместные проекты с иностранцами – возможно, именно это привело  Каданникова к решению об отставке.

Однако источники газеты "Коммерсантъ" не исключают, что уход господина Каданникова стал прямым следствием смены собственника автозавода, более 60% акций которого перешли под контроль группы компаний СОК, поставляющей на "АвтоВАЗ" львиную долю автокомпонентов. По данным газеты, СОК еще при бывшем председателе заняла ключевые посты на заводе.

Отдел экономики

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Школьник с Ямала покаялся в бундестаге за убитых фашистов
Вадим Горшенин: кого распять за скандал с мальчиком из Уренгоя
Ради защиты Америки: "эксперты" из России дали советы по санкциям
Из речи ямальского школьника в бундестаге вырезали "самое важное"
Победительница "Евровидения" призвала украинцев "снять шаровары"
Из речи ямальского школьника в бундестаге вырезали "самое важное"
Победительница "Евровидения" призвала украинцев "снять шаровары"
Победительница "Евровидения" призвала украинцев "снять шаровары"
"Отец" карательных батальонов: нападем на Россию и заберем Крым!
Экс-главком ВКС: у армии уже есть гиперзвуковые "Цирконы"
"Отец" карательных батальонов: нападем на Россию и заберем Крым!
Экс-сотрудница NASA сделала сенсационное заявление о пребывании на Марсе
Австралиец неизвестного пола перевернул историю человечества
ВВС США обижены поведением русских "самолетов-невидимок"
Школьник с Ямала покаялся в бундестаге за убитых фашистов
Школьник с Ямала покаялся в бундестаге за убитых фашистов
СССР возродится, но совсем другой
ВВС США обижены поведением русских "самолетов-невидимок"
Школьник с Ямала покаялся в бундестаге за убитых фашистов
Школьник с Ямала покаялся в бундестаге за убитых фашистов
Школьник с Ямала покаялся в бундестаге за убитых фашистов