Как распределят дорожные миллиарды?

На днях рабочая группа правительства России по совершенствованию межбюджетных отношений решала, как распределить дополнительные средства на ремонт и строительство дорог.

Президент Владимир Путин сказал в своем послании Федеральному собранию, что нужно выделить еще 100 млрд. рублей на дорожное хозяйство. Причина такого шага ясна: по данным экспертов, 61% всех дорог в стране не соответствует нормативам, а 34 тыс. населенных пунктов вообще отрезаны от внешнего мира.

Итак, в первую очередь дополнительные средства пойдут на помощь в дорожном строительстве региональным бюджетам (20 млрд. рублей) и городам-миллионщикам (31 млрд. рублей). Дополнительно больше 40 млрд. рублей будет направлено на реализацию федеральной программы по строительству автодорог. Еще 3,5 млрд. рублей пойдет на строительство тротуаров и подъездов к жилым районам. Распределять субсидии будет Минфин, причем решать, кому дать денег, будут, учитывая, сколько в регионе людей, автомобилей и собственных средств.

Если говорить коротко, дополнительные деньги пойдут на решение двух главных проблем: строительство дорог, где их нет вовсе (и невозможно больше терпеть) и борьбу с пробками в крупных городах. В обоих случаях – это проблема уже не экономическая даже, а социальная. Например, сейчас просто невозможно проехать в Якутии, на Дальнем Востоке и в ряде других регионов. А постоянные заторы в Москве и других крупных городах наносят стране не только гигантский экономический ущерб, но и просто компрометируют власти.

Однако разовых выплат, пусть даже таких солидных, на строительство дорог недостаточно для решения проблемы бездорожья. Необходимо регулярное и более объемное финансирование дорожного хозяйства. Для этого есть несколько путей решения, причем один из них достаточно простой: надо возродить дорожные фонды, упраздненные в 2003 году.

Это позволит наладить постоянное поступление денег в отрасль. Раньше так и было - все сборы с автомобилистов целенаправленно шли в дорожные фонды, и перекидывать эти деньги в другие сферы было запрещено. Но руководители разного уровня запрет то и дело нарушали, и фонды отменили – видимо, из-за растрат и многочисленных. Что же, растраты после 2003 года прекратились?

Нет, конечно, но дорожное строительство с тех пор практически замерло. В последние года два проблему пытаются решить с помощь таких вот разовых вливаний, но, еще раз подчеркиваю – это все полумеры. По некоторым расчетам, ежегодно общие сборы с автомобилистов составляют почти 2,5 трлн. Рублей (сюда включены акцизы на топливо, различные виды транспортного налога, штрафы и т.д.).

По оценкам экспертов, только 9% этой суммы идут на строительство и содержание дорог. Естественно, если бы они шли в дорожные фонды, а государство сумело бы наладить контроль за их использованием, за несколько лет удалось бы решить извечную российскую проблему.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить