Экспорт советских машин: как Лада покоряла Европу

3:13

В 1970–1980-х годах автомобили советской марки "Лада" стали неожиданным феноменом на дорогах Европы.

То, что начиналось как политико-экономический проект между СССР и западными странами, со временем превратилось в экспортную историю с десятками тысяч проданных машин и настоящей фан-базой в самых разных уголках континента.

От Тольятти — до Лондона

Автомобили ВАЗ, особенно модели ВАЗ-2101 ("Жигули"/Lada 1200), ВАЗ-2105 и "Нива", продавались в более чем 50 странах. Основные рынки сбыта находились в Великобритании, Франции, Бельгии, Финляндии и даже в Италии — родине Fiat, на базе которого и была построена первая "копейка".

Советские автомобили продавались под брендом Lada, поскольку слово "Жигули" было труднопроизносимо и нежелательно ассоциировалось на Западе (некоторые итальянцы (и не только они) путали его со словом "gigolo").

Простота — двигатель доверия

Главной причиной успеха стала надёжная и максимально простая конструкция. Lada стоила значительно дешевле, чем европейские аналоги, и при этом была способна ездить по самым плохим дорогам, выдерживая годы эксплуатации при минимальном обслуживании.

В странах Скандинавии и Восточной Европы ценили её хорошую проходимость и ремонтопригодность. "Нива" особенно пришлась по вкусу охотникам, фермерам и путешественникам — многие называли авто "европейским Land Rover за полцены".

Цена как аргумент

На фоне бензиновых кризисов 1970-х и роста цен на автомобили, Lada становилась идеальным бюджетным вариантом. В Великобритании модель Lada Riva (аналог ВАЗ-2105) предлагалась почти вдвое дешевле, чем базовые Ford или Opel. Это сделало её особенно популярной среди пенсионеров, студентов и экономных семей.

 

Спорт и стиль

На удивление, некоторые модели участвовали даже в автомобильном спорте: "Нивы" стартовали в ралли-рейдах, включая "Париж-Дакар", а энтузиасты дорабатывали "Жигули" для треков и дрифта. В Германии даже были клубы любителей Lada, где ценили их за харизму и простую механику.

Закат успеха

С конца 1990-х популярность резко пошла на спад. Европейские стандарты экологии и безопасности стали недосягаемы для устаревших моделей ВАЗа. Кроме того, потребители стали больше ориентироваться на комфорт и технологии, где Lada не могла конкурировать.

Однако даже сегодня можно встретить "Лады" на дорогах Германии, Финляндии и Великобритании. А в интернете существуют клубы ретро-автомобилистов, где Lada — почётный гость.

Наследие

"Лада" не просто экспортировалась в Европу — она оставила там заметный след. Символ эпохи, народный автомобиль по-советски, он стал частью истории мировой автоиндустрии, пусть и немного "сбоку".

Автор Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников — журналист, обозреватель Правды.Ру