Эволюция легендарного ВАЗа: от копейки до последних моделей

Рождение и усовершенствование легендарного ВАЗа — это не просто история автомобилей, а зеркало целой эпохи, от первых "копеек" до современных кроссоверов.

Давайте прокатимся по главным этапам, которые прошёл знаменитый завод АвтоВАЗ, от советской мечты до новых попыток стать конкурентом мировым брендам.

1. Рождение "копейки" (ВАЗ-2101) — 1970 год

Именно с неё всё началось. Созданный на базе итальянской машины Fiat 124, ВАЗ-2101 стал национальным символом автомобилизации СССР.

Особенности:

  • Надёжная подвеска под советские дороги,
  • Упрощённая конструкция,
  • Доступность (относительная) для народа.

Кузов был усилен, а двигатель адаптирован под низкосортный бензин. Получилась машина, которую чинят в поле, как автомат Калашникова.

2. ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и вся "классика"

ВАЗ-2106 (1976) — "шестёрка":

  • Комфортнее, богаче отделка, хром, "люксовая" панель приборов.

ВАЗ-2107 (1982) — "семёрка":

  • Последняя из "классиков". Модель с "мерседесовской" решёткой и усиленным капотом.

Эти машины были мечтой таксистов, дачников, гопников и женихов — в зависимости от комплектации и региона.

3. Нива (ВАЗ-2121) — 1977 год

Первая в мире массовая полноприводная легковушка. Советский ответ "Джипу": компактная, проходимая, простая.

До сих пор продаётся и едет по тем местам, куда другие не сунутся.

4. Самара и передний привод — 1984-2000-е

ВАЗ-2108, 2109, 21099 — эпоха перемен.

  • Передний привод, новый дизайн, более современный салон.

Это был заявка на модернизацию:

  • Легендарная "восьмёрка" (купе),
  • "девятка" — народный спорткар 90-х,
  • "девяносто девятая" — с элементами бизнес-класса по меркам СНГ.

5. LADA 110, 111, 112 — 1995-2007

Поколение LADA "десяток" — попытка выйти на уровень иностранных конкурентов:

  • Аэродинамичный кузов,
  • Более современный салон,
  • Инжекторные двигатели.

Но качество сборки, как часто бывало, не поспевало за амбициями.

6. "Приора", "Калина", "Гранта" — 2007-2018

Это уже переходный период:

  • Улучшены безопасность и интерьер,
  • Заводы начали работать с иностранными компонентами,
  • Гранта стала бестселлером и пошла в такси и госслужбы.

7. LADA Vesta и X-Ray — 2015+

Vesta стала первым шагом к новому имиджу:

  • Современный дизайн от Стива Маттина (экс-Volvo и Mercedes),
  • Электроусилитель руля, мультимедиа, роботизированная коробка.
  • X-Ray — кросс-хэтч, но не взлетел по продажам, хоть и был смелым экспериментом.
 

8. LADA Niva Travel, Vesta NG, Granta FL — 2021-2024

После ухода Renault из проекта, ВАЗ начал импортозамещение:

  • Возвращение к "своим" моторам и коробкам,
  • Новая Vesta NG — главный флагман,
  • Granta — остаётся самой дешёвой.

Что дальше?

Компания работает над новыми поколениями кроссоверов и даже электрокарами. Есть планы развивать модели на платформе LADA-CMF, но многое зависит от экономики и политической ситуации.

Вывод

От "копейки" до Vesta — это путь от железа в гараже до комфорта в салоне, от советской утопии до рыночной конкуренции. LADA остаётся национальным брендом, который пережил всё: перестройку, 90-е, иностранные альянсы и санкции — и, кажется, ещё не сказал последнего слова.

Автор Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников — журналист, обозреватель Правды.Ру