Подготовка кондиционера и салона автомобиля к лету: пошаговая инструкция

5:37

Когда температура за окном резко поднимается, система кондиционирования становится жизненно необходимой. Но чтобы она эффективно охлаждала салон, нужно понимать: кондиционер — это не просто "кнопка со снежинкой", а сложная система с множеством компонентов, и каждый из них требует проверки.

А о том, как подготовить кондиционер автомобиля к весенне-летнему сезону, в беседе с обозревателем Pravda.Ru ответила директор по сервису компании "РОЛЬФ” Юлия Трушкова.

Итак, Юлия, расскажите о всех нюансах.

Хорошо, давайте разбираться по пунктам.

1. Проверка давления в системе кондиционирования

Кондиционер работает на фреоне (чаще всего R134a или R1234yf), который циркулирует в системе под давлением.

Перед началом сезона нужно:

  • Подключить манометрическую станцию (или автосканер с датчиком давления, если автомобиль современный).

Проверить давление высокой и низкой магистрали:

  • Низкое давление на холостых: 2,0-2,5 бар
  • Высокое давление: 12-15 бар (может меняться в зависимости от температуры окружающей среды)

Отклонения могут указывать на:

  • Недостаток хладагента (низкое давление)
  • Перегрев конденсора (высокое давление)
  • Неисправность ТРВ (терморегулирующего вентиля)

2. Проверка компрессора

Компрессор — сердце системы кондиционирования. При его запуске должна быть слышна характерная щелчковая муфта (если компрессор электромеханический).

Проверьте:

  • Подаётся ли напряжение на катушку?
  • Есть ли посторонние шумы?
  • Нет ли утечки масла с прокладки компрессора?

Диагностика компрессора проводится с помощью:

  • OBD2-сканера — для считывания ошибок (например, по датчику давления, скорости вращения компрессора и т. д.)
  • Эндоскопа или УФ-детектора — для поиска микроподтёков

3. Вакуумирование и заправка фреоном

Перед заправкой нужно:

1. Провести вакуумирование системы — это удаляет влагу и воздух.

  • Рекомендуемое время: 20-30 минут при разрежении -0,9 бар

2. Убедиться, что система держит вакуум (проверка на утечки).

3. Заправить точно по объёму:

  • Для большинства легковых автомобилей: 450-750 г R134a
  • Уточняется по шильдику под капотом или в технической документации.

Важно знать! Перелив фреона может привести к разрушению компрессора из-за гидроудара.

 

4. Замена салонного фильтра

Салонный фильтр — элемент, который часто недооценивают.

Рекомендуется замена:

  • Каждые 10-15 тыс. км или 1 раз в сезон (особенно перед летом).
  • При появлении запахов, снижении потока воздуха, запотевании стёкол.

Типы фильтров:

  • Обычный бумажный — задерживает пыль.
  • Угольный — дополнительно устраняет запахи и газообразные загрязнители.
  • HEPA-фильтры — встречаются в новых авто, эффективны даже против аллергенов и бактерий.

5. Обработка испарителя от грибка и бактерий

Испаритель — "холодная точка” системы, где конденсируется влага. Это идеальная среда для грибков и бактерий.

Признаки загрязнённого испарителя:

  • Затхлый запах при включении кондиционера.
  • Аллергические реакции у пассажиров.
  • Снижение эффективности охлаждения.

Обработка возможна:

  • Через дренажное отверстие пенным очистителем.
  • Через воздуховоды с помощью аэрозоля.
  • Ультразвуковым фумигатором (чаще применяется в СТО).

Профилактика: за 5 минут до конца поездки переключай кондиционер на обдув, чтобы просушить испаритель.

6. Осмотр заслонок и системы воздухораспределения

В современных авто заслонки управляются электроприводами или сервоприводами. Если заслонка не переключает поток воздуха — виноват либо электромоторчик, либо блок управления климатом.

Проверка:

  • Через диагностический сканер — команды управления заслонками.
  • Визуально — отслеживание изменения потока воздуха при переключении режимов.

7. Теплоизоляция и защита салона

  • Тонировка (в рамках ПДД) снижает нагрев на 30-40%.
  • Светоотражающие экраны под лобовое стекло и боковые стёкла при стоянке.
  • Стоянка в тени — банально, но эффективно.
  • Проветривание салона перед включением кондиционера — снижает нагрузку на компрессор.

Итак, резюмируйте, на что обратить внимание при подготовке к теплому времени?

Вот итог:

  1. Фреон — проверить давление, при необходимости заправить
  2. Компрессор — проверить включение, шумы, герметичность
  3. Салонный фильтр — заменить на новый (лучше угольный)
  4. Испаритель — обработать от бактерий и грибка
  5. Заслонки и воздуховоды — проверить работу.

И конечно, не стоит забывать и про средства, которые помогут защитить салон от перегрева: тонировка, экраны, проветривание. Скоро лето — не ждите, пока в машине станет как в сауне. Готовить систему нужно уже сейчас.

Дезинфекция и антибактериальная обработка испарителя кондиционера
Автор Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников — журналист, обозреватель Правды.Ру