История создания легендарной "Копейки" началась в 1960-х гг., когда в Советском Союзе возникла потребность в доступной и массовой легковой машине.
И вот в 1966 г. между итальянским концерном FIAT и СССР было достигнуто соглашение о строительстве автозавода под Куйбышевом (сегодня Самара) — городе Тольятти.
Прототип для новой модели был выбран Fiat 124, получивший в Европе звание "Автомобиль года" в 1967 году. Конечно, советские автоконструкторы внесли несколько изменений в конструкцию авто, дабы адаптировать легковушку к местным условиям эксплуатации. Например, были усилены кузов и подвеска, увеличен клиренс и изменён дизайн передка будущего ВАЗ-2101. Также была изменена тормозная система (дисковые спереди, барабанные сзади), установлены другой мотор и генератор.
В народе автомобиль получил прозвище "Копейка" за свою компактность и индекс 2101.
В 1970 году на только что построенном Волжском автомобильном заводе с конвейера сошли первые шесть машин ВАЗ-2101, получивших название "Жигули". Серийное производство началось. До конца 1970 года на ВАЗе было собрано 21 530 автомобилей, в 1971 году это число выросло до 172 175 машин, а пик выпуска "Копейки" пришёлся на 1973 год, когда завод в Тольятти выпустил 379 007 авто. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Машина быстро завоевала популярность среди автолюбителей СССР благодаря простоте в обслуживании, надёжности и доступной цене. Она стала настоящей народной любимицей и символом советской эпохи.
На базе "Жигулей" создан целое ряд автомобилей, известный как "классическое" семейство ВАЗ. Данные модели выпускались до 2012 года, что говорит о большом успехе и долговечности конструкции "Копейки".
В 2000 году по результатам опроса, проведённого журналом "За рулём" ВАЗ-2101 "Жигули" был признан "автомобилем века" в РФ.
ВАЗ-2101 "Жигули" — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Волжском автомобильном заводе (АвтоВАЗ) с 1970 по 1988 год. Это первая модель ВАЗа, созданная на базе Fiat 124, но адаптированная к советским условиям эксплуатации.
ВАЗ-2101 стал настоящей легендой советского автопрома и послужил основой для дальнейших моделей "классики" (2103, 2105, 2106, 2107). Был массовым и доступным автомобилем, что сделало его одним из самых популярных в СССР. Сейчас "Копейка" весьма ценится среди коллекционеров и ретро-автомобилистов.
Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρούπολη, дословно — «Город креста»; встречаются и другие названия: Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́врополь-Во́лжский) — город в Самарской области России, административный центр Ставропольского района, будучи городом областного значения, образует муниципальное образование городской округ Тольятти с единственным населённым пунктом в его составе. Входит в Самарско-Тольяттинскую агломерацию.