Поезда-призраки: зачем России ракеты на рельсах

В 2013 году министерство обороны РФ официально объявило о начале работ по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БРЖК) нового поколения. Комплекс назвали "Баргузин", заявив, что он будет абсолютно новым и не станет модернизацией советского "Молодца". И хотя за 30 лет после появления "Молодца", технологии шагнули далеко вперед, "Баргузин" во многом его повторит.

Решение о разработке БЖРК было не только принято, но и подтверждено включением проекта в программу перевооружения на 2018-2025 года. Известно, что работы над ним были активизированы в 2015–2016 годах. В войсках БРЖК "Баргузин" ожидают в 2020 году.

В состав "Баргузина" будут входить несколько вагонов с пусковыми контейнерами для межконтинентальных баллистических ракет, а также командный пункт и вагоны для обслуживающего персонала. Комплекс будет вооружен ракетой "Ярс" или "Ярс-М".

Советские "Молодцы" считались одним из самых опасных видов оружия. Их главными достоинствами были мобильность и маскировка. Поезда-призраки курсировали по всей необъятной территории СССР, отследить их было практически нереально.

Крейсирующий по железнодорожным путям бронепоезд с пусковыми установками способен уйти на существенное расстояние от точки, где он был засечен, за то время, которое потребуется вероятному противнику для расчета местоположения, активации своего ракетного оружия, а также времени подлета ракеты противника до предполагаемой дислокации БЖРК.

В свое время советское командование РВСН отдало категорический приказ ни на минуту не прекращать движение бронепоездов после их выхода на железнодорожные просторы страны из секретных депо. Отличить БЖРК от обычного грузового вагона невозможно даже с близкого расстояния, а уж произвести по нему залп представляется крайне трудно из-за меняющихся в режиме реального времени координат.

Атомная подводная лодка не в состоянии быстро покинуть квадрат, где была засечена, так как ее скорость относительно не велика. Кроме того, находясь в нейтральных водах, она не пользуется защитой со стороны системы ПРО своей страны. Определить ее местонахождение представляется более простой задачей, чем найти один из безликих поездов на дорогах чужой державы.

Если говорить о колесной технике, то, как правило, ракетные комплексы на платформе грузовиков движутся по пересеченной местности и хорошо заметны из космоса. Также тепловая сигнатура готовой к запуску ракеты демаскирует стартовую позицию такого комплекса. Но на железной дороге, в отличие от безлюдной тайги, тепло излучается очень многими элементами — поездами, инфраструктурой и так далее.

За 24 часа БЖРК может пройти порядка 1200 километров. В советское время боевое патрулирование железнодорожного ракетоносца составляло 21 день. Благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток.

Первый исторический приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан еще 13 января 1969 года. Уже тогда стали очевидными преимущества подобного скрытного размещения ядерного потенциала страны. А первый ракетный полк с "Молодцами" встал на опытно-боевое дежурство в октябре 1987-го. Всего были развернуты три ракетные дивизии, вооруженные 12 БЖРК. Каждый поезд считался отдельным полком.

Американцы пробовали создать нечто подобное в 1980-е, но не преуспели. Для них это оказалось слишком сложно и дорого. Поэтому в горбачевско-ельцинскую эпоху Вашингтон в ультимативной форме потребовал утилизировать все "неуловимые ракетные поезда" (договор СНВ-2 от января 1993 года). Под давлением заморских "друзей" уже в 1991 году принимается решение запретить БЖРК выезд на железнодорожную сеть общего пользования. Это практически полностью лишало какого-либо смысла само существование бронепоездов.

Более 10 лет БЖРК простояли в "депо". Оставшиеся на ходу "Молодцы" были окончательно списаны и утилизированы в связи с окончанием срока службы в 2006 году.

Воссоздание поездов стало асимметричным ответом на продолжение гонки вооружений со стороны американцев, но процесс растянулся на несколько лет, так как все ноу-хау головного предприятия осталось за кордоном — в днепропетровском КБ "Южное". Тем не менее, сам по себе ракетный поезд был плодом сложной кооперации — от санкт-петербургского КБ специального машиностроения до пермского НПО "Искра", всего несколько сотен предприятий. Поэтому знания не были утрачены безвозвратно даже в худший для ВПК период новейшей истории России. Сейчас разработкой "Баргузина" занимается Московский институт теплотехники.

Классический БЖРК крайне живуч и способен выдержать ядерный взрыв средней мощности, не утратив полностью своей боеспособности.

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить