Соцсети рождаются и умирают…

215446.jpegВсему есть начало, точно так же, как и конец. Иногда он бывает драматичным, а иногда никаким. То есть вообще не вызывает эмоций. Именно с таким чувством я сегодня предложил снять со всех страниц "Правды.Ру" кнопочку "Поделись прочитанным" с LiveJournal…

Начиная с февраля, отделу продвижения "Правды.Ру" было дано поручение начать активную работу в социальных сетях и блогосфере: тогда-то мы и разместили у себя все эти кнопки. И выяснилось, что одной из самых неэффективных и малоиспользуемых платформ оказалась блоговая сеть "Живого журнала".

Вполне возможно, что мы просто не подошли друг другу, такое тоже бывает. Типа, наш контент может быть устаревшим, идеологически неприемлемым, просто неинтересным, в конце концов. Но это не так: другие-то блогоплатформы и социальные сети более-менее активно используют наши публикации. И люди часто и там, и там бывают одни и те же… Поэтому лично я склоняюсь к сторонникам той точки зрения, что ЖЖ просто тихо умирает. Со всеми своими троллями, ботами и многочисленными созданиями "трендов" заинтересованными сторонами. Может быть, это связано в куда большей мере, чем кому-то представляется, с закрытием рейтинга блогосферы в "Яндексе", который по неким причинам давал большие преференции именно политическим записям в ЖЖ.

Но… умирает и умирает. Я бы даже не стал обращать внимания на этот факт, коль не тема колонки. Другие-то живут.

Но тенденция умирания некоторых уже обозначена. Скажем, одним из наблюдателей за их жизнью Артуром Вельфом, пишущим для изданий "Коммерсанта". Артур в самых разных местах разбирает технические подробности, смотрит на удобство пользователей, делая иногда очень резкие выводы. Я бы обратил внимание на процесс постепенного разложения с несколько иного ракурса: со взгляда на процесс с точки зрения логики развития Интернета.

Сама Сеть, как известно, строится в первую очередь на принципах открытости и свободы. Т. е. те, кто пытается ограничить "свободу передвижения" пользователя, заранее обрекают себя, с одной стороны. Поскольку по логике адекватности сами вынуждены будут наступать на грабли, разложенные на дороге для других. Скажем, открыв страницы "Правды.Ру" для "расшаривания" пользователям социальных сетей "ВКонтакте" и "Моего мира" Mail. Ru, мы надеялись на такие же шаги со стороны и этих сетей. Однако "вконтактеры" и "моймировцы" при кликах как на наши ссылки, так и на любые другие, сталкиваются с грозными предупреждениями о небезопасности перехода по ним. Что это, как не возможная дискредитация в том числе и тех, кто становится твоими же партнерами?

Соцсети рождаются и умирают…

С другой стороны, внутри некоторых сетей с потакания их администраций появляется ворованный контент законных правообладателей. Судебный спор между ВГТРК и "Вконтакте" именно об этом. Пытаясь опять же удержать пользователей всеми доступными средствами внутри своих сетей, их администрации создают условия для воровства.

Иск, выигранный представителями ВГТРК, и основательно составленное судебное решение по этому поводу — первые очевидные сигналы другим правообладателям, что за свои права надо бороться. Тем более что есть прецедент, есть юридические формулировки. Но самое главное — пользователи все-таки. Захотят ли многие из них продолжать свое существование в сетях, которые признаются законом воровскими?

Устаревший подход владельцев соцсетей на существование вседозволенности в Сети, на ее неподконтрольность законам — блеф, который является их путеводной звездой в небытие.

Вообще, эти две характерные черты: "не пущать" пользователя куда-либо, а внутри себя содействовать генерации чужого контента, очень похожи на жизнь и существование в определенных ограниченных от нормальных людей во внешнем мире зонах. Названия каждый может додумать сам…

Ну и, наконец, о тех, с кем работать приятно. Это, с моей точки зрения: российская блогоплатформа LiveInternet, микроблоги Twitter и социальная сеть FaceBook. Не могу сказать, что "Правда.Ру" как-то особо продвинулась в них, можно было бы интегрироваться и глубже. Но это вопросы не к самим сервисам, а к нашему отделу продвижения, которому сегодня выставляется "неуд" за почти полугодовую работу (и в нем открываются вакансии на все места, кстати). Основной плюс этих сервисов — открытость и дружелюбие ко всем, кто хотел бы в них работать. А это — те черты, с обладателями которых и хотелось бы сосуществовать.

В принципе, все описанное — далеко не новость для заинтересованных наблюдателей, но может оказаться неожиданным для пользователей. Хотя мы же знаем, что вечного нет ничего: все приходит и когда-нибудь уходит. Иногда уходит очень медленно, стараясь уцепиться за настоящую жизнь копированием чего-то нового, придуманного другими. Но если внутри нет идеи, то в результате все рушится. Есть еще, конечно, вариант маргинализации, но всем же очевидно, что он — не коммерческий, а грантовый. И тогда приходится работать уже на кого-то. Не на пользователей…

Автор Вадим Горшенин
Вадим Горшенин — председатель совета директоров Правды. Ру *
Обсудить