Песня про "зайцев". Автобусных и троллейбусных

Те, кто застал СССР в сознательном возрасте, должен помнить кассы самообслуживания на транспорте. Остальным - расскажу.

198998.jpegЗаходите вы в автобус или троллейбус, а там висит такой ящичек. У ящика есть прозрачная крышка с прорезью, сбоку - ручка, которая вращает широкую резиновую ленту, ее видно через крышку. Пассажир кидает оплату за проезд (четыре или пять копеек), они падают на ленту, а затем вращает ручку - и из прорези выезжает билет, который надо оторвать и сохранять до конца поездки.

Обратите внимание: брошенные монеты видны - они падают в ящик. Но лежат кучкой, так что, сколько там денег, и не видно, поэтому можно заплатить меньше стоимости проезда - или отмотать больше билетов "по цене одного". Конечно, если не окажется поблизости бдительная бабуля, которая зорким подслеповатым взглядом тщательно следит за процедурой, чтобы в случае чего коршуном вцепиться в любимую тему "до чего дошла молодежь". Но обычно никто не смотрит, а поздно вечером и днем пассажиров мало, хоть вообще бесплатно отматывай. Или заяви «я тут рубль кинул, собираю 95 копеек» и раздавай билеты, складывая мелочь в карман.

Гарантирую - сейчас бы так и делали.

Но в Советском Союзе эта техника почему-то вполне обеспечивала эффективность оплаты проезда. Хотелось мне написать как раз про эти вот ящики, когда действительно совесть работала пусть не лучшим, но вполне эффективным контролером, да еще и не требовала зарплату. А потом - сравнить стоимость маленьких таких билетиков из дешевой бумаги с современными, которые большие, красивые, с магнитными полосками и дорогие.

Также было бы очень хорошо сравнить стоимость ящика-с-прозрачной-крышкой и современных московских турникетов на входе в транспорт, а заодно и два основополагающих принципа:  "совесть работает" и "не пущать, не доверять".

Но потом вспомнил, что были, конечно, и маршруты с контролерами. И решил написать про них. Обычно в городах побольше, там автобусы и троллейбусы имели уже по три двери и большую вместимость - один контролер не справится, два - как-то многовато.

В этом случае билеты, купленные заранее или у водителя, компостировались - в них делали дырки в виде узора специальным девайсом, разным в различных машинах даже одного маршрута.

Контролером я подрабатывал сам, когда был студентом. Существовал план по количеству оштрафованных "зайцев", причем выполнялся он дня за два-три работы, часа по четыре в день. Затем контролер мог покупать за свои деньги квитанции и работать на них сверх плана, деля доходы с государством 50/50. Билет стоил пять копеек, штраф - рубль, в 20 раз больше. Потом - как раз начинались всеразличные перестройки и реформы - цена билета и величина штрафа скакали, но штраф был серьезно больше стоимости билета.

Что этим достигалось?

Эффективность оплаты проезда, что же еще. Смотрите, как все здорово получается.

Пассажир может заплатить за проезд и не беспокоиться, а может - попытаться сыграть в "попался - плати". При этом, по моим наблюдениям, ездить с билетом было статистически несколько выгоднее. Таким образом, наглядно показывалось, что честным быть лучше.

С другой стороны, подработка контролером была очень большим подспорьем для студентов, что тоже радовало. Если даже не учитывать это, то все равно:  контролеров-на-маршруте требуется меньше, чем контролеров-в-салоне, плюс они не на зарплате, а на сдельной работе, но при этом план выполняют. Опять же - сплошная выгода и государству, и контролерам, и пассажирам, которые сейчас вынуждены (по крайней мере, в Москве) проходить через одну переднюю дверь толпой.

Хотел я рассказать всякие интересные истории. И что было с человеком, который заявил "да заплачу я вам штраф, просто хотелось узнать, что будет, если я контролера матом пошлю". И про пароль "билета-нет-денег-нет-в-милицию-пойду". И про самую веселую отмазку, почему нет билета ("я из Кащенко - местная психбольница - еду", причем маршрут пролегал действительно мимо, а потом - та же девушка встретилась и в обратную сторону).

И как нас вытаскивали из автобуса с криками "Давайте я вас водкой угощу, вы самые правильные контролеры, у меня вчера денег не было, отпустили-уважили". И про метод общения с гламурными кисами "схватить за ремешок сумочки и держать за него - без сумочки не уйдет, пока штраф не заплатит, а иногда и ремешок оторвет - тоже прикольно". И про много чего еще.

Скажем, про то, как ввели бесплатный проезд для пенсионеров, и, пока бабуля достанет пенсионное удостоверение, которое в узелочке, который в пакетике, который в авоське, которая в ридикюльчике - остальные тем временем шустро компостируют талоны. Причем бабуля не допускает, чтобы ей верили на слово - нет, она просто обязана показать удостоверение! А как обижались те, которым еще целых полгода до пенсии - да как вы смеете мимо проходить, думая, что у меня пенсионное, вот мой билет!!!

Но наткнулся на интересную новость по теме и решил написать про нее.

Оказывается, 9 ноября 2009 года принят Федеральный закон № 249-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому контролерам запрещено взимать административные штрафы на месте совершения административного правонарушения. Пошел я на сайт "Мосгостранса" посмотреть подробнее и узнал много нового.

Скажем, "при проверке каждой единицы подвижногосостава контролер обязан осуществлять проход в салон через переднюю дверь". И никак иначе. Пока он будет общаться с турникетом - все безбилетники могут спокойно выйти через среднюю и заднюю двери.

198999.jpegИли что контролёру категорически запрещено: "Осуществлять контроль на маршрутах с нарушением ношения формы одежды... и наряда-задания". Теперь понятно, почему в автобусах и троллейбусах я не вижу контролеров. Им же надо работать только в форме. Кто захочет работать на таких условиях, при которых не ускачет только такой "заяц", который мало ел морковки и потому у него очень плохое зрение?

Запрещается также "осуществлять контроль на маршрутах в нерабочее время" и "на маршрутах других эксплуатационных филиалов".

То есть контролер - это уже не свободный охотник, а какой-то наемный рабочий, который трудится "от сих и до сих". Представляете, какая у них эффективность?

Помню, мы проверяли билеты, когда не только шли специально на маршрут, но и просто ездили по своим делам. Особенно забавно было проверять билеты в 23-24 часа: да, в салоне всего человек пять - шесть, но минимум пара безбилетников из них будет. Было и такое развлечение: поехать в пивбар на перекладных автобусах, по пути набрав штрафов столько, чтобы хватило на пиво.

Безбилетный пассажир не мог чувствовать себя в безопасности ни на одном маршруте и ни в какое время!

Еще обрадовал запрет "использовать БСК контролёра в нерабочее время и в личных целях". БСК - это бесконтактная карточка бесплатного проезда. Чтобы заходить через турникет передней двери, ага. Контролер без права бесплатного проезда - это разве не сюрреализм?

Ладно, а как вы думаете - что должен делать сейчас контролер, все-таки поймав калечного "зайца", который не заметил издали его в форме и не успел ускакать?

В мое время - штрафовали на месте. Если отказывался платить - то как минимум высаживали на ближайшей остановке, а особо борзевших иногда отводили в милицию, где оформлялось административное правонарушение. И уж совсем редко к очень наглым применялись методы, не предусмотренные Административным Кодексом.

А что сейчас?

"Действия контролёров ГУП "Мосгортранс" при проверке проездных документов в салоне подвижного состава (автобус, троллейбус, трамвай) в случае выявления пассажиров, не оплативших свой проезд:

- предложить пассажиру оплатить проезд путём погашения через Устройство контроля погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве (если у пассажира в наличии проездной документ);

- в случае отсутствия билета рекомендовать пассажиру приобрести у водителя посадочный талон и погасить его через УКПБ;

- в случаях отказа пассажира выполнить данные требования контролёра рекомендовать покинуть салон трамвая, троллейбуса, автобуса на ближайшем остановочном пункте в соответствии с требованиями Правил".

Рекомендовать приобрести билет у водителя и рекомендовать покинуть салон. Как мило!

При этом "лицо, не оплатившее проезд в наземном городском транспорте общего пользования, будет привлекаться к административной ответственности в соответствии с Законом города Москвы № 45", а контролеры "вправе составить протокол об административном правонарушении, а также привлечь к административной ответственности, вынести постановление о привлечении к административной ответственности».

Видимо, для того, чтобы заполнить в постановлении ФИО и прочее, контролер вправе РЕКОМЕНДОВАТЬ нарушителю предъявить документ, удостоверяющий личность.

Ну как - эффективный контроль получится, как думаете?

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить