Маразм "в законе"

Помните старую байку про то, как однажды студент нашел в некоем "своде законов Кембриджа" статью, согласно которой имеет право во время экзамена затребовать пинту пива и бифштекс прямо в аудиторию за счет университета? Студент сделал ксерокопию, принес ее на очередной экзамен и потребовал свое пиво. Пришлось выполнить желание остряка, однако сразу после экзамена он был оштрафован за то, что явился на экзамен без меча. Оказалось, что в "своде законов" есть и такое правило.

Думаю, что это — легенда, поскольку встречал тот же самый сюжет как происшедший не в Кембридже, а в Оксфорде; и студента то штрафовали, то выгоняли с экзамена… Но, как бы то ни было, ситуация очень наглядно демонстрирует то, что законы было бы неплохо приводить в соответствие с современностью. А иногда — и с логикой.

Скажем, в Оклахоме собакам запрещено собираться в группы числом три и более, если они не имеют специального разрешения, подписанного мэром города. Откуда, интересно, такое странное представление о собаках? Ну, сами подумайте: где они будут держать это постановление — в зубах?

Иногда законы, на первый взгляд, странные, имеют забытое логическое обоснование. Так, в Пенсильвании не разрешается, чтобы в доме вместе проживали более 16-ти женщин: по мнению законодателей, 17 женщин — это уже неприлично. Однако дозволяется совместно жить 120-ти мужчинам…

Очень неудобный для практического применения закон действует в одном из городков Италии. В документе говорится: "Женщинам, которые толсты, уродливы или некрасивы, запрещается появляться на пляже без верхней части купальника". Данным правом пользуются лишь "молодые женщины, которые достойны того, чтобы превозносить красоту женского тела". Ох, не хотел бы я работать полицейским на тамошнем пляже, в обязанности которого входит требование надеть бюстгальтер тем, кому это требуется по закону…

Ну и напоследок: в эстонской столице Таллине категорически запрещается играть в шахматы во время интимной близости. Вероятно, речь идет о какой-то странной местной традиции. Как это контролировать — тоже не понятно.
Как думаете, к чему все эти шутки?

Исключительно к тому, что закон, как ни странно это покажется некоторым, не является Мерилом Всего, начиная со Справедливости.

Не раз встречал осуждающие пассажи, что-де русские живут не по законам, а в лучшем случае по понятиям, причем каким-то странным — русскую душу европейцу не понять — и так далее. Мол, эти русские заявляют, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Ужóс!

Фото: AP

Помнится, читал как-то впечатления нашего командировочного в Америке. Поехал он по пустому шоссе с превышением скорости, был отловлен и оштрафован шерифом, пожаловался местным коллегам. Думал, что посочувствуют — шоссе пустынное, аварийную обстановку если и создавал, то лишь лично для себя… Американцы же пришли в ужас. Как! Нарушил Закон! Опозорил фирму!!!

Нам же никогда не понять, как можно подать в суд за слишком горячий кофе или за то, что в инструкции к микроволновке не написано, что в ней нельзя сушить живых кошек.

Когда я еще был студентом, вычитал, что где-то в Англии (любят они сохранять законы веками) студентам на экзамене разрешено пользоваться вычислительными устройствами размером не больше такого-то. Когда закон принимали — то подходили под эти требования разве что арифмометры. Читал я это тогда, когда уже существовали инженерные калькуляторы, на которых можно было графики выводить и т. д. А уж сейчас субноутбук точно подойдет…

А сейчас — главное.

Трепещите, читатели! Среди вас — я точно знаю — есть множество преступников, не исполнивших требования закона. Более того, я сам такой.

Представляю вам действующее Постановление от 11.10.1994 N 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в Российской Федерации". Текст документа по состоянию на 7 июля 2009 года. Свеженький, меньше года назад приводили в порядок.

Цитирую: "Граждане и руководители (представители) предприятий обязаны в течение месяца со дня приобретения средств цветного копирования представить в орган внутренних дел соответственно по месту жительства или по месту нахождения предприятия либо по месту использования средств цветного копирования паспорт либо иной документ, удостоверяющий их личность или служебное положение (полномочия), а также письменное заявление произвольной формы о регистрации указанных средств…"

"Помещение, предназначенное для хранения и использования средств цветного копирования, должно быть изолированным от других помещений, технически укреплено от проникновения посторонних лиц (охранной сигнализацией, надежными запорами и т. п.), чтобы исключить возможность бесконтрольного использования этих средств".

Честно признаюсь, гражданин начальник: стоит у меня на столе мой струйный принтер о шести картриджах. Купленный два с половиной года назад и ни разу не зарегистрированный.

А вы свои принтеры зарегистрировали?…

Как я уже сказал, на Западе считают — что законно, то и справедливо. У нас же нередко полагают законы несправедливыми и ставят справедливость выше. Понятно, что устаревшие, отвергнутые жизнью нормативные акты надо бы отменять и юридически. Представляю такой юмористический сборник: "совсем недавно это вот было еще законом, правда, ведь смешно?". Но дело не только в устаревших законах.

Современные слишком запутанны — к ним пишутся комментарии "как понимать", существуют целые орды юристов, которые не просто толкуют закон, но и разыскивают в нем "лазейки", чтобы к нечестным действиям невозможно было придраться… Новые нормативные акты зачастую принимаются депутатами, которые не считают нужным даже голосовать лично — за них коллеги нажимают кнопки. И даже если присутствуют — то, на мой взгляд, законопроекты поставляются на голосование в таком количестве и с такими запутанными формулировками, что разобраться за требуемое время попросту невозможно.

Очень хотелось бы, чтобы законы были четким и понятным, а составляли и принимали их разумные люди в рамках соответствия действительности и этике нации. Но, похоже, это только наивные мечтания…

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить