Укусить гения

"Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…", — писал великий Пушкин. Почему же? — хочется возразить гению.

201407.jpegОчень даже любопытны. Особенно сегодня, когда неутомимые папарацци с необъяснимым сладострастием прямо на наших глазах, устремленных на телеэкран или страницу отдающего желтизной издания, копаются в личной жизни публичных людей.

Некоторые из ныне живущих, правда, за это не в обиде: "Пусть их, главное, чтобы рейтинг рос". Хуже с теми, кто по причине ухода из жизни может и хотел бы, но уже не в состоянии противостоять "любопытным". Разве что время от времени то там, то здесь появляются сообщения о судебных тяжбах кого-либо из ближайших родственников против нечистоплотных "биографов".

Армия подобных исследователей достаточно солидна. Главное для них — сенсация. То они открывают современникам совершенно дотоле не ведомые народу, но им-то уж якобы точно известные подробности из жизни Чайковского. То намекают на измену супруги популярного актера театра и кино. Вот скажем, в интернете и некоторых СМИ появились материалы, посвященные недавнему 110-летнему юбилею композитора Исаака Дунаевского. Читаешь и диву даешься.

Как же приятно посредственности укусить гения, упрекнуть песенного классика в пособничестве сталинизму. Да и поделом ему, раз, живя в эпоху репрессивного режима, он творил песни типа "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…". Или "И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет". А помните "Марш энтузиастов"? Какие там энтузиасты, когда полстраны строило социализм за колючей проволокой ГУЛАГа?

Но тогда уж точно надо пригвоздить к позорному столбу всех, кто в сталинские времена пел оду строителям социализма: и Шостаковича за его "Нас утро встречает прохладой…", и Маяковского, воспевшего Отечество, и братьев Васильевых, усадивших страну у экрана поглазеть на убийцу соотечественников в гражданской войне. Остро реагируют на подобные попытки те, кому дорога наша история.

Цитирую строки читателя одной из центральных газет: "Неуклюжие и глупые попытки замолчать Дунаевского обречены на провал. Те, кто пытается полностью вычеркнуть из нашей памяти всё хорошее, что было в нашем советском прошлом, лишь демонстрируют собственную глупость и ничтожество. Нам необходимо бережно хранить и уважать всю нашу историю"

Чему уж тут удивляться, когда наш родной отечественный телеэкран, практически обошел стороной юбилей композитора в конце января? Игнорировал удивительно красивые, чарующие мелодии и песни Дунаевского. Доставило бы это нам радость или нет, другой вопрос. Поскольку наверняка, вспомни телевизионщики о композиторе, звучали бы его песни в традиционном исполнении надоевших до тошноты поп-звезд.

201408.jpegА ведь нас уже приучили к их дежурному построению на всех каналах, когда пышно, по-купечески страна приглашается "праздновать" юбилеи и просто годовщины ныне живущих, но, мягко говоря, куда менее даровитых творцов. Иногда и просто только что провозглашенных творцами. Вообще-то, молчание по поводу автора легендарной "Легко на сердце от песни веселой" чисто по-человечески понять можно.

Дунаевский был создателем уникальной музыки, которую без преувеличения распевала вся страна. Да не каждому на нынешней эстраде, забитой доверху воспитанниками разного рода "фабрик и конвейеров", дано справиться с его произведениями — тут от непрофессионализма не спасут ни компьютерные фокусы, ни пресловутая "фанера".

Не зря ведь Шостакович восхищался: "Когда я вспоминаю музыку к фильму "Дети капитана Гранта", я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента".

Что касается телепродюсеров, тут все тоже ясно. Дунаевский сегодня для них просто вышел из моды, как вышли из моды "Театр у микрофона", поэтические вечера, юмористические передачи уровня "Вокруг смеха" и т. д. Похоже, они действительно не востребованы народом по причине многолетнего его теле- и радиоопускания до уровня программ, единственная цель которых — высокие рейтинги любыми средствами. А значит, и рекламные доходы.

Лишь телеканал "Культура" с весьма ограниченным охватом населения (который, по циничной оценке одной из поп-звезд, имеет практически нулевой рейтинг) может побаловать меломанов музыкой Чайковского или потрясающим Венским баллом на новогодье.

Несмотря ни на что, высочайший авторитет Дунаевского неколебим. "Когда в год столетия Дунаевского на "Кинотавре" устроили вечер его музыки, — как написал один известный журналист, — "Широка страна моя родная" пел весь зал — стоя и со счастливыми слезами на глазах. И только ТВ, для которого один закон — рейтинг, зарабатывает деньги, снова и снова крутя "Веселых ребят", "Весну", "Кубанских казаков", "Волгу-Волгу", "Цирк"… Эти фильмы — востребованы. Хотя "Веселым ребятам" скоро век. Они ни за что не прожили бы так долго без музыки Дунаевского. Это она их держит на плаву. Это она востребована".

Очень верные, но уж очень горькие слова. Они — своеобразная история болезни общества. Не зря в канун своего 95-летия прекрасный актер Владимир Зельдин сказал: "Нынешняя повседневность чрезвычайно зловещая. Человечность, добро не значат ничего…" Стоит не только прислушаться к словам мудрого старца, но и что-нибудь предпринять.

Автор Анатолий Журин
Анатолий Журин – известный журналист, эксперт гражданской авиации, внештатный автор Правды.Ру.
Темы кино
Обсудить