Фобии и мании русских эмигрантов в США

Русские в Америке: за нами следят

В Америке мания преследования и безумные фантазии у простых обывателей, в том числе эмигрировавших из России, — довольно распространенное явление, с которым приходится сталкиваться на каждом шагу. Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал владелец Нью-Йоркского детективного агентства International Security Services Георгий Кожар.

— Действительно ли в США много людей, считающих, что за ними следят?

— Среди наших соотечественников достаточно клиентов, которым кажется, что за ними кто-то следит. Количество подобных обращений увеличивается осенью. Отчасти это происходит потому, что люди с повышенной эмоциональностью более болезненно воспринимают наступление пасмурных дней, у них возникает чувство тревоги, раздражительности.

Осенью обостряется депрессия, шизофрения. И как бы это печально ни звучало, чаще всего с подобными заявлениями обращаются люди, у которых есть психические отклонения. Беда в том, что они не знают о них. Они уверены, что видят наяву образы, слышат голоса, что за ними кто-то постоянно наблюдает.

До прихода в наш офис, как правило, эти люди уже побывали в кабинетах ФБР и прочих служб по всей стране. Они идут в агентство после того, как с ними никто не пожелал работать.

Во время ознакомительной беседы я имею право поинтересоваться, какие препараты принимает клиент. Но ответ бывает понятным уже с первого взгляда. Психически неполноценного человека выдает стандартная фраза: "Я не сумасшедший и у меня даже есть справка".

— А что они хотят от агентства?

— Они требуют выявить преследователя, который угрожает их жизни. Мы подписываем контракт и начинаем работу. Устанавливаем аппаратуру и технику, которые, как правило, фиксируют, что за ними никто не следит. Клиенты требуют повторить проверку. Даже после того, как детективы агентства предъявляют доказательства того, что нет угрозы для жизни клиентов, никто за ними не ходит и не подсматривает, они все равно пытаются оспорить факты, заявляя, например, о неисправности аппаратуры.

Бывали случаи, когда клиенты по нескольку лет атаковали меня с требованиями найти и схватить "преступников". В каком бы штате США они ни находились, им везде мерещится, что за ними кто-то подглядывает и хочет убить.

Скажу больше, люди с психическими отклонениями как-то умудряются встречать себе подобных, собираться в группы и сочинять гневные петиции в разные инстанции. В "клубе по интересам" они делятся своими впечатлениями, перенимают чужой опыт и еще больше погружаются в болезнь.

Была клиентка, которая выиграла в лотерею квартиру на Манхеттене. Отличная квартира на 51-й улице. Казалось бы, такая удача, живи и радуйся. Но ее начали преследовать неосознанные страхи. Считала, будто ее облучают китайцы, живущие в квартире напротив. Когда она заходила в дом, то через несколько минут начинала чувствовать сильную головную боль.

Я пытался ей помочь, два года доказывал, что ее никто не облучает. Мы установили приборы для измерения радиационного фона, счетчики, сейсмографы, пригласили специалистов и ничего не нашли.

Тогда клиентка сама установила какую-то аппаратуру и фиксировала "страшное облучение". В результате женщина, спасаясь от преследования китайцев, уехала из Нью-Йорка в Калифорнию. Но и там ее тоже начали "облучать".

Это продукт фантазии больного мозга, и тут ничего не поделаешь. С радиафобией должны бороться психотерапевты, а не детективы.

— Наверное, к вам часто обращаются люди творческих профессий. Считается, что именно они склонны к депрессии.

— Наоборот, это редкие посетители. Люди творческих профессий сами в состоянии снять напряжение и бороться со страхами. Они расслабляются простым методом — алкоголем. И не заморачиваются такими пустяками, как космические лучи, посылаемые пришельцами из космоса.

Конечно, четкого разделения делать нельзя, но, как правило, чаще всего обращается средний класс — владельцы бизнеса, зарабатывающие неплохие деньги, живущие в хороших домах. В Америке им удалось сколотить отличный капитал, но вместо наслаждения обеспеченной жизнью приходят неврозы, панические атаки. Сейчас проявление мании преследования участилось среди бизнесменов.

— Клиент с манией преследования какую помощь видит с вашей стороны?

— Иногда бывает и так, что клиент не ждет никакой помощи. Посетителю просто нужно найти человека, который внимательно выслушает и посочувствует.

В таком случае клиент говорит: "Вы все равно ничего не поймете и не увидите. Это доступно только моему зрению и слуху!" Он уже увяз в своих видениях, ему нравится волнующая игра мозга. Ему импонирует быть избранным, ведь не каждому смертному дано в этой жизни услышать потусторонние голоса или увидеть, как ночью на пустыре в Бруклине приземлился космический корабль. Ему посчастливилось вступить в контакт с пришельцами и получить ценную информацию по спасению нашего общества. К несчастью, после контакта с пришельцами у него начали расти шипы на руках. Он каждое утро об них царапается и, являясь в наш Нью-Йоркский офис, демонстрирует детективам порезы и царапины.

Понимаю, что помочь этому "контактеру" практически невозможно. Срабатывает профессионализм и морально-этическая сдержанность: какой бы ни был выгодный клиент, моя задача — не позволить больному человеку заиграться в его фантазии. Попытаться донести до него, что все его видения — это работа нездорового воображения.

Бывают и особо тяжелые случаи, когда я бессилен помочь: паранойя — всегда паранойя. Даже коллеги-психиатры, с которыми я давно и тесно сотрудничаю, не берут таких клиентов.

— С такими людьми, наверное, опасно вступать в беседы. Какую угрозу они несут обществу?

— Чаще всего они безопасны для общества, и заболевание носит скрытый характер. Психически больной человек может всю жизнь прожить в соседнем доме, и вы никогда не узнаете о его "контактах с пришельцами", он посвящает в свои тайны только избранных.

Негатив, получаемый в процессе работы с неадекватными личностями, весьма серьезен. Человеку, не обладающему устойчивым мировосприятием, не рекомендую вступать в тесный и постоянный контакт с ними. Это может подействовать на психику разрушающе. Не скрою, что и в мою психику они приносят много негатива.

Благо положительную роль сыграло мое образование, полученное в России. В свое время я закончил Военную академию имени Ленина. Знания, полученные в столь серьезном учреждении, помогают мне в Америке работать с самым разным контингентом.

— Насколько часто к вам обращаются люди с психическими отклонениями?

— Не знаю, как в России, а в Америке их не становится больше. Есть какое-то общее число, оно увеличивается весной и особенно осенью. Но, думаю, со временем неадекватных личностей в мире может стать больше. Современная массовая культура делает все, чтобы спровоцировать болезнь у психически уязвимых людей.

Обратите внимание, сколько появилось всякой мистической и эзотерической литературы, которой завалены книжные магазины. Но самую ощутимую лепту вносит интернет. Он просто обрушил на головы не подготовленных людей лавину опасной информации: мистические блоги, спиритические сообщества общающихся с потусторонним миром, тайные организации контактеров с представителями из прошлого и будущего. За последние годы расплодилось немыслимое количество экстрасенсов, магов, колдунов и прочих шарлатанов, кстати, многие из них — сами психически больные личности.

Когда-то такие люди шли в церковь, но сейчас общество почему-то не хочет обращаться за помощью к священникам, а мне кажется, что именно церковь должна серьезнее работать с этим контингентом.

— Что сейчас модно среди ваших клиентов?

— В основном — это мания преследования, но хватает и любителей "голосов и образов". Если это супружеская пара, то на сумасшествие подсаживаются оба. Частенько в мое агентство обращаются супружеские пары с просьбами проследить за соседним домом. Считают, что соседи — агенты спецслужб, ведущие за ними наблюдение.

Думаю, что ничего хорошего нет в том, чтобы будоражить свой ум нездоровыми фантазиями. Даже если у вас обычная, ординарная жизнь, не создавайте себе иллюзий. Живите реальностью, а не фантазиями. И постарайтесь на все смотреть со здравым оптимизмом.

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Обсудить