Штурмгевер Калашникова, или Научите скульптора гуглить

Скандал вокруг плодовитого и незадачливого скульптора Салавата Щербакова - автора памятника генерал-лейтенанту М.Т.Калашникову, изобретателю самого знаменитого в мире автомата, - продолжает вяло развиваться.

С пьедестала уже спилили схему автомата, в котором специалисты по сигналу историка Юрия Пашолока единогласно признали немецкую автоматическую винтовку StG44. "Запилить памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову со взрыв-схемой Штурмгевера - это просто высший пилотаж!" - высказался эксперт.

Схему спилили в тот же день, когда пост Пашолока разошелся "по интернетам". После демонтажа рабочих забрали в полицию - как шутил народ, за вандализм или отсутствие московской регистрации (официально заявили, что просто оформили документы о проделанной работе).

Штурмгевер Калашникова, или Научите скульптора гуглить

Пристыженный скульптор (и вслед за ним Минкульт) признался, что его "подвел интернет" - то есть он погуглил "автомат Калашникова" и получил в поисковой выдаче схему StG44, основного оружия пятой танковой дивизии СС "Викинг". Это легко объяснить: многие западные оружейники считают, что Штурмгевер как минимум вдохновил Калашникова на создание его легендарного детища (а как максимум - речь о плагиате).

На этот счет, кстати, уже высказался российский музыкант Юрий Лоза - в последнее время большой специалист по творческим заимствованиям. По его словам, в появлении схемы StG44 на пьедестале памятника Калашникову "нет ничего страшного".

"Ничего нового, революционного о сооружении сказать нельзя, вы же понимаете, что все идеи-то общие: ствол, приклад, патронник. Все элементы одни и те же. Все друг у друга дерут, все друг у друга заимствуют. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет", - резюмировал артист, предложив пройтись по другим современным скульптурам, где тоже полно "косяков".

"Объяснительную" речь скульптора Щербакова можно разбирать на цитаты:

Действительно - будь то радио, телефон или автомат, не говоря уже об атомной бомбе - одни и те же мысли могут прийти конструкторам в голову в одно и то же время. И это нисколько не умаляет наиболее успешное открытие, даже если в его основу заложены инновационные конструктивные идеи, реализованные в предыдущих образцах коллегами по цеху.

Вплоть до 1941 года многие конструкторы и оружейники Германии и СССР работали в режиме совместных лабораторий и предприятий. Мало кто знает, что советские инженеры с германскими коллегами доработали знаменитый "Юнкерс", создав запущенные в серию опытно-конструкторские образцы Junkers F-13. Они даже импортировались в третьи страны.

Влияние немецких конструкторов ощущалось и через десятилетия. Российский истребитель "Беркут" Су-47 с крылом с обратной стреловидностью имел предшественника - первый в мире цельнометаллический турбореактивный бомбардировщик с крылом с обратной стреловидностью Ju-287.

Военно-техническое германо-советское сотрудничество всячески поощрялось, вполне официально входило в прерогативы "Особой группы Р" ("Sondergruppe R", где R - Russland, то есть Россия), созданной еще в 1921 году под началом майора Фишера для организации военно-технического сотрудничества с СССР.

Так стоит ли удивляться влиянию конструкторских идей, заложенных в немецкую винтовку, на автомат Калашникова?

Так что вопросы не к Калашникову, а к Салавату Щербакову и его "творческому полету фантазии" (так выразились в РВИО - Российском военно-историческом обществе, которое курировало работу над памятником). Говоря, что "у нас косяки везде", Юрий Лоза прав - уж в отношении Щербакова точно. Этот скульптор вообще любитель исторического немецкого оружия.

С уже открытого на Белорусском вокзале памятника "Прощание славянки" его же работы пришлось спиливать две немецких винтовки Mauser 98k. На стеле "Покорителям космоса" у ВДНХ гордо красуется ракета, очень напоминающая формой стабилизаторов да и всего корпуса знаменитую немецкую Фау-2 (в дальнейшем, творчески переработанную С.П.Королевым в изделие Р-1).

Есть вопросы и к министерству культуры, глава которого Владимир Мединский на открытии памятника назвал автомат Калашникова "настоящим культурным брендом России". В этих словах сквозит откровенная издевка.

Бренд символизирует какую-либо черту, присущую целому, то есть всей общности явления. Получается, что лучшее, что русские принесли мировой культуре, - это оружие! После скандала с профинансированной на государственные деньги "Матильдой" министр продолжает удивлять смелой оригинальностью в своем подходе к отечественным истории и культуре.

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы