Карабах: мир через веру

В Москве состоялось событие, вполне способное претендовать на статус сенсации: на прошлой неделе Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл принимал у себя духовных лидеров Армении и Азербайджана - Католикоса всех армян Гарегина II и главу Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде.

Смысл и значение переговоров и подписанной по их итогам совместной декларации заключаются в подтверждении того, что многолетний армяно-азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха не носит религиозного характера. Хотя противостоящие друг другу стороны исповедуют различные религии (азербайджанцы - ислам шиитского толка, армяне - христианство), конфликтуют они не из-за различий в вере.

Эта констатация принципиально важна в наши дни, когда слишком многие силы в мире стремятся расколоть человечество по религиозным признакам, восстанавливая последователей ислама против христиан, мусульман-суннитов - против мусульман-шиитов и т.д.

Огромная опасность противопоставления религий заключается в том, что религиозные конфликты являются самыми непримиримыми. Основой для них служат различия в иррациональных убеждениях, догматических установках, они не имеют ни пространственных, ни временных рамок.

В какие чудовищные формы способны вылиться - и выливаются - религиозные конфликты, мы можем видеть и по современным событиям, и по истории.

Совершаемые в наши дни зверства фанатиков из ИГ («Исламское государство», террористическая организация запрещена в России) в отношении ближневосточных христиан, езидов и мусульман, признанных «отступниками», к сожалению, хорошо известны. Но по сути они, строго говоря, мало чем отличаются от того, что творили друг с другом католики и протестанты в эпоху религиозных войн в Европе, а по масштабам сильно уступают размаху «просветительской» деятельности католической церкви, например, в южноамериканских колониях Испании.

Поэтому крайне важна позиция, занятая духовными лидерами Армении и Азербайджана: армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха не имеет религиозного измерения. Она позволяет убрать «сакральность» противостояния и его причины. Да, в этом конфликте друг другу противостоят два народа - армяне и азербайджанцы, но они спорят по «мирскому», «земному» вопросу. А по главному вопросу - об отношении к Всевышнему и к Его воле - не спорят.

Отсюда первая констатация: армяне и азербайджанцы - соседи и останутся ими навсегда. Такова воля Всевышнего. А значит, долг одних и других - найти способ исполнить Его волю.

Отсюда же и вторая констатация: нельзя, чтобы конфликт затронул веру одного и другого народов и символы этой веры. Это означает, что должно быть сохранено уважение к храмам и мечетям, к памятникам и святыням; распри и разрушения не должны коснуться их.

И, наконец, третья констатация: в этом духе соседства и взаимного уважения к вере друг друга нужно воспитывать молодежь. Будущее двух народов и их земли должно определяться волей Всевышнего, а она - в соседстве и сосуществовании. Те, кто уже воевал и пытался так или иначе изменить Его волю, убедились в тщете своих усилий. На их примере надо учить армянскую и азербайджанскую молодежь: стремление изменить то, что создал Он, ведет к войне, страданиям и смерти; мир и жизнь - только в следовании Его установлениям.

Эти принципы, идеи, слова - огромная редкость не только в наши дни, но и в человеческой истории вообще. Они поистине мудрые, потому что основаны на реальности: два народа самим Господом посажены на землю, чтобы жить бок о бок. Изменить это можно лишь путем страшнейшего из грехов - полного изгнания, а затем уничтожения одного из двух народов. Пусть каждый армянин и каждый азербайджанец  задаст себе вопрос: готов ли он взять на душу такой грех? Если да - он сам отлучает себя от Неба, навеки закрывает своей душе путь к спасению. Тем самым он отказывается от веры, веры своих предков и своих потомков, сам выкидывает себя из истории своего народа.

Если же нет, если он дорожит своей душой, своим спасением, свои местом в истории своего народа, - тогда у него нет иного выхода, как подчиниться воле Всевышнего и признать, что с соседями нужно жить в мире и взаимном уважении, которые достигаются исключительно через взаимные уступки и доверие.

Такой путь был указан духовными лидерами армянам и азербайджанцам. И очень хочется верить, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана, которые через несколько дней встретятся на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, по нему последуют.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Таксист-мусульманин подал в суд на ресторан за свинину в бургере
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Украинского епископа высылали из страны под конвоем сотрудников СБУ
Таксист-мусульманин подал в суд на ресторан за свинину в бургере
Депутат предложил строить больницы и школы за счет горожан
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Россияне оказались фанатами шансона и попсы
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Страны Европы договорились ввести санкции за Керченский кризис
Интересы