Так ли слаба Россия, как ее хочет видеть Америка?

"Правда.Ру" продолжает разбор весьма характерных тезисов статьи профессора Лозанского о некоторых перспективах развития российско-американских отношений. Накануне мы высказали свое мнение относительно его видения перспектив развития народной дипломатии. Сейчас хотелось бы поговорить об оценках экономического и военного потенциалов РФ и Запада, которыми очень любят пользоваться заокеанские "доброжелатели" России и отечественные либералы.

Уважаемый профессор предлагает основывать российскую политику в отношении США и Запада в целом на экономических реалиях, с учетом прежде всего соотношения потенциалов двух сторон.

Подход, вне всякого сомнения, абсолютно правильный. В современном мире никто (и особенно Россия) не может себе позволить идеализма во внешней политике. Напротив, требования realpolitik (реальной политики) повсюду пробивают себе дорогу. На смену идеалам и ценностям, до недавнего времени определявшим действия государств, возвращаются интересы и баланс сил.

Давайте вслед за господином Лозанским посмотрим на баланс сил между Россией и Западом. Он указывает, что "российская экономика составляет всего лишь 3,4% от общей экономики США и ЕС". Переходя к сопоставлению военных бюджетов, он констатирует: "В процентном отношении военный бюджет РФ составляет лишь 7% от бюджета 29 стран НАТО". Видимо, отталкиваясь от двух этих данностей, президент Американского университета в Москве делает вывод: "Любые экономические санкции РФ против США… могут причинить Штатам некоторые неудобства, но они, скорее, нанесут гораздо больший ущерб самой России".

Все это, судя по логике автора, должно убедить россиян в объективной слабости их страны перед лицом США и всего Запада. Предполагается, что при таком соотношении сил по правилам realpolitik следует если не капитулировать, то существенно сократить свои амбиции, а главное, срочно искать пути восстановления отношений. Тем более что "американский конгресс и СМИ настроены так враждебно, как не было даже во времена СССР".

Но действительно ли все так плохо?

При сравнении приведенных выше цифр возникает законный вопрос: как же вообще Россия до сих пор жива? Как ее не поглотили гиганты — США и ЕС? На чем держится ее экономика? И почему ее эти несчастные 3,4% еще замечают? Было бы о чем говорить! Да еще при таком перевесе в военных расходах, который может еще увеличиться по мере того, как европейские страны НАТО будут наращивать свои оборонные бюджеты до двух процентов ВВП!

Единственный рациональный ответ на такое недоумение — это вывод о гораздо большей эффективности России. Как это ни странно звучит на фоне криков о повальной коррупции и воровстве, но именно к такому заключению пришел бы Шерлок Холмс. Кроме высокой эффективности ничто не может объяснить, почему Россия с ее "мизерным" военным бюджетом умудряется поддерживать стратегический паритет с Америкой и НАТО.

И тут нет волшебства. Например, Россия, в отличие от Америки и ряда ее партнеров, не занимается тем, что называется проецированием силы, то есть созданием и поддержанием гигантской сети военных баз по всему миру. Мы довольствуемся необходимым.

Если же взглянуть на соотношения экономических потенциалов России и Запада, то почему бы не вспомнить крылатые слова экс-президента США Обамы о том, что "российская экономика разорвана в клочья"? Цена этому утверждению известна. Давайте попробуем оценить и приводимые уважаемым профессором Лозанским цифры.

3,4% от "общей экономики США и ЕС" выглядят вроде бы невыгодно. Но почему США и ЕС здесь объединены? Это было бы оправданно, если бы был реализован план Обамы по заключению Трансатлантического партнерства, но Трамп от него отказался. Так что давайте смотреть на США и ЕС по отдельности.

Конечно, российская экономика меньше американской в пятнадцать с половиной раз, а европейской — в тринадцать с половиной (хотя из-за брекзита соотношение меняется). Но кто оценит, каков вклад России в существование и развитие экономики ЕС, имея в виду и энергоносители, и другое сырье, и объемы торговли? Можно не сомневаться, что без наших ресурсов европейское благосостояние не было бы таким высоким. А это значит, что по значимости для западной экономики российские "считанные проценты" очень даже важны. Тут простое сопоставление некорректно, нужно учитывать глубокую взаимозависимость между РФ и ЕС.

Этот фактор прекрасно видят и понимают европейцы. Неслучайно они всеми силами стремятся обойти антироссийские санкции, инициируемые Вашингтоном: объемы торговли и инвестиций вновь растут, компании не покидают российский рынок, а новые незаконные ограничительные меры, запланированные американским конгрессом, в ЕС и вовсе подвергаются прямой критике. Так что в случае с Европой о российской экономике можно сказать, что мал золотник, да дорог, и на этом направлении правила realpolitik настоятельно требуют налаживания сотрудничества, а не усиления конфронтации.

В случае с США ситуация выглядит по-иному. И здесь следует согласиться с господином Лозанским в том, что "любые экономические санкции РФ против США, учитывая минимальный баланс торговли между этими двумя странами, могут причинить Штатам некоторые неудобства". Но как быть с утверждением уважаемого профессора о том, что такие санкции "нанесут гораздо больший ущерб самой России"?

Почему автор счел необходимым указать на большую уязвимость РФ в ситуации дальнейшей деградации российско-американского торгово-экономического сотрудничества? Почему "минимальный баланс торговли" не защитит нас, по мнению господина Лозанского, от негативных последствий санкционных действий?

Думается, что причина беспокойства кроется в том, что в случае ответа Москвы на американские санкции первыми под ударом окажутся те самые круги российско-американских интеллектуалов, представителем которых является уважаемый профессор. Он, вероятно, полагает (и не без оснований), что едва ли не первыми жертвами антиамериканских санкций, буде они введены, станут организации, занимающиеся наведением мостов, поощрением диалога, развитием народной дипломатии, среди которых и Американский университет в Москве, возглавляемый господином Лозанским.

Думается, что его беспокойство по этому поводу (если оно действительно имеет место) несколько преувеличено. Ведь в Москве ничего не слышно о намерении вводить санкции против США. Подобное нарушение правил международной торговли и других норм международного права — не наш стиль. Равно как и развязывание кампании американофобии, подобной разжиганию по всему миру русофобии, что ведется сейчас американскими СМИ и законодателями.

Так что диалог налаживать необходимо, и та цель, над которой трудится уважаемый профессор Лозанский, заслуживает огромного внимания и гораздо больших усилий. Но ее основой, как представляется, все-таки должны быть принципы равенства двух сторон. Сколь бы ни был велик абсолютно неоднозначный разрыв между финансовыми и экономическими потенциалами между Россией и США.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить