Николай Дорофеев: Карлик хочет стать гигантом

Тема перехода на инновационные пути развития стала доминирующей в последнее время в разговорах о подъёме отечественной экономики и светлом будущем России, когда и если этот переход случится.

Нужен научный и технический прорыв, и, чтобы он произошёл, первые лица государства связывают его с развитием нанотехнологий. И, мало того, ими же ставится весьма амбициозная задача – стать мировыми лидерами этого процесса.

Что такое инновации – более или менее ясно, а вот с нанотехнологиями… Само слово "нано" на греческом означает "карлик". В сочетании с термином "технологии" всё окончательно запутывается, и россияне, в основной своей массе далёкие от науки, вряд ли могут до конца осознать, что это такое.

Ну, действительно, что неподготовленному уму может подсказать такое определение, первым выпавшее на запрос в интернете:

"Нанотехноло́гия – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами"?

Всё поняли? Маловероятно, но и остальные определения наукообразного тумана не разгоняют. И потому остаётся просто верить, что 318 миллиардов рублей, которые будут выделены государством до 2015 года на развитие нанотехнологий, не растворятся чудесным образом неизвестно в чьём кармане.

А объём продаж продукции российской наноиндустрии к этому времени, по ожиданиям экспертов, достигнет 900 миллиардов рублей.

В том, что такая сумма действительно выделена государством на программу развития нанотехнологий и что программа эта крупнейшая в мире, мы убедились на прошедшем недавно в Москве Втором международном форуме по нанотехнологиям, который был призван продемонстрировать роль и место России в мировом развитии этого процесса.

Но, думается, форум обрисовал ещё и ситуацию, в которой оказалась страна, уже начавшая движение к победным вершинам современных науки и техники. А ещё, отмечалась на форуме, Россия имеет все возможности и условия – финансовые, организационные, интеллектуальные - для амбициозной задачи – стать лидером.

Но посмотрим, преуспела ли Россия уже на старте, имея и деньги, и возможности? И вообще, достаточно ли этого, чтобы стать лидером на рынке нанотехнологий?

Похоже, нет. Большой бизнес никак не меняет свои подходы к экономике. Ему по-прежнему выгоднее использовать сырьевые возможности страны. Речь идёт в основном о бизнесе частном, и как сломать сложившийся стереотип, сегодня, похоже, не знает никто.

Вроде бы это задача государства – максимально заинтересовать крупный, средний и мелкий бизнес, с тем чтобы они помещали свои средства в развитие нанотехнологии. Пока есть только идея, высказанная президентом РФ, о системе организации государственного заказа на долгосрочные закупки инновационной продукции.

Но что-то ничего не слышно о развитии этой идеи на предмет её практического применения. И абсолютно неясно, как отреагирует на неё бизнес.

Другая проблема – кадры. К имеющемуся интеллектуальному потенциалу нужны, как выяснилось, и современные специалисты, а их сегодня – дефицит. Эксперты называют цифру в 100–150 тысяч человек, которые понадобятся нашей стране уже чуть ли не завтра для разработки новых технологий.

Этих людей надо подготовить по новым программам, которые, в свою очередь, ещё следует разработать. С известной долей уверенности можно предсказать, что если это окажутся специалисты, поступившие в вузы по результатам пресловутого ЕГЭ, как произошло в нынешнем году, то реального прорыва в инновационной сфере можно и не дождаться.

Остаётся надежда на интеллектуальный потенциал наших соотечественников, которые по разным причинам уехали работать за границу. Но как заинтересовать их? На одном патриотизме тут не сыграешь. Там, "за бугром", у них уже есть высокие доходы, недвижимость, спокойная и стабильная жизнь.

И, главное, современные лаборатории, оснащенные лучшими образцами научно-исследовательских приборов. Какие условия и проекты для работы нужно им предложить теперь, чтобы заинтересовать таких специалистов?

Да, массовый отъезд наиболее перспективных российских учёных в зарубежные научные центры в девяностые годы обошёлся нам очень дорого. А вернуть их обратно в Россию будет стоить ещё дороже, если кто-нибудь из них согласится вернуться.

Николай Дорофеев: Карлик хочет стать гигантом
Николай Дорофеев: Карлик хочет стать гигантом

Последнее замечание, впрочем, это уже так, к слову. А если кто думает, что остальное - вымысел любящего огульную критику журналиста, то таковых адресую к докладу на вышеозначенном международном форуме по нанотехнологиям президента России Дмитрия Медведева. Все "болевые точки" по решению амбициозных задач указаны в нём вполне однозначно.

А в последние дни ко всем прочим проблемам и нюансам прибавился ещё один. В списке ответственных за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС оказался и глава Роснано – структуры, ответственной за развитие нанотехнологий в стране – Анатолий Чубайс.

И хотя Кремль, устами пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой, ужезаявил, что говорить о будущем Чубайса преждевременно, сигнал-то подан ясный. Ничего ещё неопределено, и кто поведёт Россию к будущим нанотехнологическим победам, пока не ясно.

Как часто Россия оказывается в парадоксальной ситуации: для достижения прорыва вроде бы всё есть, а начинать приходится чуть ли не с нуля. Конечно, можно надеяться на известную, и не нами придуманную, поговорку: русские долго запрягают, зато быстро ездят. Но, увы, она оправдывается далеко не всегда.

И потому открытым остаётся вопрос: станет ли российский карлик – гигантом, мировым лидером по развитию сегодня мало кому понятных нанотехнологий?

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Обсудить