Карабах: мир через веру

В Москве состоялось событие, вполне способное претендовать на статус сенсации: на прошлой неделе Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл принимал у себя духовных лидеров Армении и Азербайджана - Католикоса всех армян Гарегина II и главу Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде.

Смысл и значение переговоров и подписанной по их итогам совместной декларации заключаются в подтверждении того, что многолетний армяно-азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха не носит религиозного характера. Хотя противостоящие друг другу стороны исповедуют различные религии (азербайджанцы - ислам шиитского толка, армяне - христианство), конфликтуют они не из-за различий в вере.

Эта констатация принципиально важна в наши дни, когда слишком многие силы в мире стремятся расколоть человечество по религиозным признакам, восстанавливая последователей ислама против христиан, мусульман-суннитов - против мусульман-шиитов и т.д.

Огромная опасность противопоставления религий заключается в том, что религиозные конфликты являются самыми непримиримыми. Основой для них служат различия в иррациональных убеждениях, догматических установках, они не имеют ни пространственных, ни временных рамок.

В какие чудовищные формы способны вылиться - и выливаются - религиозные конфликты, мы можем видеть и по современным событиям, и по истории.

Совершаемые в наши дни зверства фанатиков из ИГ («Исламское государство», террористическая организация запрещена в России) в отношении ближневосточных христиан, езидов и мусульман, признанных «отступниками», к сожалению, хорошо известны. Но по сути они, строго говоря, мало чем отличаются от того, что творили друг с другом католики и протестанты в эпоху религиозных войн в Европе, а по масштабам сильно уступают размаху «просветительской» деятельности католической церкви, например, в южноамериканских колониях Испании.

Поэтому крайне важна позиция, занятая духовными лидерами Армении и Азербайджана: армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха не имеет религиозного измерения. Она позволяет убрать «сакральность» противостояния и его причины. Да, в этом конфликте друг другу противостоят два народа - армяне и азербайджанцы, но они спорят по «мирскому», «земному» вопросу. А по главному вопросу - об отношении к Всевышнему и к Его воле - не спорят.

Карабах: мир через веру

Отсюда первая констатация: армяне и азербайджанцы - соседи и останутся ими навсегда. Такова воля Всевышнего. А значит, долг одних и других - найти способ исполнить Его волю.

Отсюда же и вторая констатация: нельзя, чтобы конфликт затронул веру одного и другого народов и символы этой веры. Это означает, что должно быть сохранено уважение к храмам и мечетям, к памятникам и святыням; распри и разрушения не должны коснуться их.

И, наконец, третья констатация: в этом духе соседства и взаимного уважения к вере друг друга нужно воспитывать молодежь. Будущее двух народов и их земли должно определяться волей Всевышнего, а она - в соседстве и сосуществовании. Те, кто уже воевал и пытался так или иначе изменить Его волю, убедились в тщете своих усилий. На их примере надо учить армянскую и азербайджанскую молодежь: стремление изменить то, что создал Он, ведет к войне, страданиям и смерти; мир и жизнь - только в следовании Его установлениям.

Эти принципы, идеи, слова - огромная редкость не только в наши дни, но и в человеческой истории вообще. Они поистине мудрые, потому что основаны на реальности: два народа самим Господом посажены на землю, чтобы жить бок о бок. Изменить это можно лишь путем страшнейшего из грехов - полного изгнания, а затем уничтожения одного из двух народов. Пусть каждый армянин и каждый азербайджанец  задаст себе вопрос: готов ли он взять на душу такой грех? Если да - он сам отлучает себя от Неба, навеки закрывает своей душе путь к спасению. Тем самым он отказывается от веры, веры своих предков и своих потомков, сам выкидывает себя из истории своего народа.

Если же нет, если он дорожит своей душой, своим спасением, свои местом в истории своего народа, - тогда у него нет иного выхода, как подчиниться воле Всевышнего и признать, что с соседями нужно жить в мире и взаимном уважении, которые достигаются исключительно через взаимные уступки и доверие.

Такой путь был указан духовными лидерами армянам и азербайджанцам. И очень хочется верить, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана, которые через несколько дней встретятся на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, по нему последуют.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить