Чем вымощена дорога к Открытию

ХХ век подарил человеческой цивилизации множество Открытий (тех, что надо обязательно писать с большой буквы!).

204198.jpegЭто атомная бомба и мирный атом. Это ракеты и космические корабли. Это проникновение в микромир и глубины галактик. Это покорение чумы, холеры, многих эпидемий и продление жизни. Это разоблачение суеверий и рождение мечты о всесилии человека.

И, наконец, это весь комплекс наук, которых в начале минувшего века просто не существовало. Десятки отраслей, сотни направлений, тысячи изобретений, которыми (зная об этом или нет — не суть важно) пользуются миллионы людей.

Итак, это был Век Открытий. Почему такое случилось именно в прошлом столетии? Рано или поздно мы обязательно должны задаться таким вопросом и по мере своих знаний и сил отвечать на него, чтобы нашим внукам и правнукам было понятнее, как мы жили, как работали, на что надеялись и о чем мечтали.

И вот уже первый ответ: "мечтали"… Мечтали о полетах за пределы Земли и сделали первый спутник. Мечтали о мирном атоме и построили первую в мире АЭС. И примеров тому множество, потому что будущее в том случае начинается сегодня, если знаешь, как идти к нему.

А сегодня мы знаем об этих путях, умеем ли мы мечтать?

Конечно, два десятилетия со дня рождения новой России срок маленький, но вполне достаточный, чтобы осмотреться и узнать, какое будущее мы хотели бы построить.

Пока мы поняли одно: деньги, конечно, штука неплохая, в жизни не помешает, более того — даже помогает, но они не приносят главного: удовлетворения от жизни. Два десятилетия потребовалось нам, чтобы это понять в полной мере, как и то, что везение с природными ресурсами, на которые так богата наша страна, рано или поздно кончится. Значит, надо делать что-то особенное, что другим народам не под силу. Так что же?

К сожалению, власть, занятая построением "вертикальных структур" и "наведением конституционного порядка", так и не предоставила таких проектов, которые бы увлекли людей и были бы нам под силу. Мы не учимся у прошлого. Не умеем этого делать. А ведь времена Хрущева вспоминаем не только из-за космоса, но и из-за "хрущевок", давшим людям жилье, и благодаря освоению целины.

Это были проекты, которые помнят люди. Конечно, надо знать меру, а этого Хрущеву не хватило — вот и решил он за двадцать лет построить коммунизм, что и лишило его власти: проекты должны быть реальными, выполнимыми. Есть ли такие сейчас?

Столь масштабных, затрагивающих каждого гражданина России, что-то не припомню. Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" или прокладка газопроводов с похожими названиями и предназначением — "Северный поток" и "Южный поток"? К сожалению, к таким проектам, о которых идет речь, они не относятся по многим причинам.

  1. Во-первых, эти магистрали — лишь "поставщики денег" для монополистов и новых капиталистов, а также и "старых", так как в строительстве принимают участие не энтузиасты и романтики, а прагматики — крупные западные компании.
  2. Во-вторых, безудержное истощение природных ресурсов России — это не самый удачный пример для наших потомков. В-третьих, превращение страны "в придаток Запада" при всей шумихе в прессе о том, что это не так, не может вдохновлять моих соотечественников.

Именно такова, кстати, причина, по которой среди строителей упомянутых экспортных труб вы найдете только тех, кто приехал на стройки ради заработка. В общем, сходства с проектами прошлого маловато. Утверждение, что "цель оправдывает средства", в данном случае оправдывается полностью. Только со знаком "минус".

Проект "Урал промышленный — Урал Полярный" по своей идее и замыслу очень красив. Я уж не говорю о том, что по сути — это четвертое рождение Урала.

Первое случилось при Демидовых. Второе — перед войной, во время нее и сразу после. Третье — четверть века назад, когда завершилось строительство крупных комбинатов и заводов и одновременно с этим истощились месторождения, их приходится осваивать по-новому, то есть работать уже с бедными отвалами.

К счастью, научно-технический прогресс развивается, и это позволяет поддерживать промышленную мощь Урала. Между прочим, на примере Среднего Урала хорошо видно, как истощаются минеральные ресурсы. Это аргумент в споре с теми, кто считает, что недра России бездонны…

Таким образом, Полярный Урал своего рода дублер Среднего. Здесь в избытке месторождений различного назначения и запасов, рядом с которыми можно строить самые мощные предприятия. Природные условия, конечно, менее комфортабельные, но пример Норильска и Восточной Сибири показывает, что при материальной заинтересованности люди поедут в любую точку планеты.

Правда, эту "заинтересованность" нужно грамотно экономически строить, а не позволять отдельным гражданам набивать свои карманы и становиться миллиардерами. Впрочем, это разговор особый…

Итак, богатства Полярного Урала говорят о том, что проект его освоения имеет смысл осуществлять. Однако превратится ли он во "Всесоюзную стройку", что позволит сделать его реальным? К сожалению, ответ отрицательный.

Нету молодых энтузиастов и романтиков, которых концентрировал в себе комсомол. Пусть во многом эта организация и была формальной, бюрократической, но одновременно она поддерживала в молодых факел поиска, путешествий, стремления поработать во имя Родины, в общем — нестандартной жизни. Это и звало комсомольцев на великие стройки, а стремление заработать было не на первом плане… Кстати, желающих уехать в Братск и на целину, на Саяно-Шушенскую ГЭС или Ростовскую атомную было гораздо больше, чем эти стройки могли принять.

Способны ли современные молодежные организации отправиться на Полярный Урал? Очень сомневаюсь… Если руководители Проекта пообещают молодым денег в несколько раз больше, чем они имеют сейчас, то некоторые из них отправятся в дальний путь. Но, убедившись, что на Полярном Урале нет теплых сортиров, а морозы за тридцать — обыденность, они быстренько вернутся в насиженные места.

Утверждаю это, потому что побывал на ярмарках трудовых вакансий — не встретил ни одного молодого специалиста, который согласился бы пойти на работу, где платят менее двух тысяч евро в месяц. Нет, разговоров о профессионализме, о качестве подготовки молодого специалиста не случалось, а вот о карьерном росте и оплате труда — всегда.

Но предположим, что кадровый вопрос для "Урала промышленного — Урала Полярного" будет решен. Тут же возникает иная проблема. А кто будет создавать там заводы и промышленные комбинаты? Естественно, в современных условиях государство будет лишь помогать частным инвесторам.

И возникнет обычная ситуация: железная дорога — это в основном средства государства, а месторождения, находящиеся вокруг нее, уже раскуплены частными инвесторами. У них желание одно: любыми способами зарабатывать деньги, и при том — как можно быстрее.

В общем, тот капитализм, который построен в России, не способен осуществить Проект по Полярному Уралу в том виде, в котором он задумывается. Приходится вновь и вновь повторять уже классический афоризм: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!"

Эх, было бы замечательно, если бы я ошибался…

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить