Ярмарка попсового тщеславия

В поп-музыке мы далеко не впереди планеты всей. Это факт общеизвестный. И дело даже не в нескольких провалах на конкурсах Евровидения. Данный смотр эстрадной самонадеянности отнюдь не определяет истинный уровень, как исполнительского мастерства, так и качества представленных на конкурсе песен.

Не случайно законодатели мировых хит-парадов из Лондона делегируют на очередное Евровидение дилетантов. Итальянцы, по праву гордящиеся своим Сан-Ремо, и вовсе отказались от участия в смотрах клонированной на британский лад европесни. Не по Сеньке шапка!

Признаться, никак не могу понять, почему большинство песен на Евровидении звучит на английском языке? Почему Европа с ее яркими музыкальными традициями и богатейшей языковой палитрой обратилась к английскому как к некоему эталону европейской идентичности?

Впрочем, поговорим мы сегодня не о стандартах деградирующего из года в год Евровидения, а о непомерных амбициях, которыми обуреваем наш отечественный шоу-бизнес. К которому можно отнести не только эстраду, но и большинство современных телепередач.

Нынче многие наши "звезды" и "звездочки" могут позволить себе, при щедрой спонсорской поддержке своих богатых поклонников, записать очередной альбом даже в самой крутой лондонской студии. Правда, знаменитее от этого не станут. К феномену "Битлз" сей факт ни на миллиметр не приблизит ни их самих, ни их музыкальное детище. Однако ж так хочется мировой славы!

Так хочется, чтобы все у нас было, как "у них"!

Ну, а если хочется, почему бы не компенсировать отсутствие мирового признания раздачей собственных премий? Почему бы не склонировать на отечественный лад церемонию вручения премии Американской академии звукозаписи "Грэмми"? Ведь по количеству разного рода премий в области литературы, кино, эстрады мы уже давно обошли и Америку, и Европу. Так за чем дело стало?

И вот один из популярных молодежных каналов организует помпезную церемонию награждения наших поп-музыкантов. От размаха действа аж дух захватывает. Ковровая дорожка, лимузины, смокинги, вечерние платья, подчеркивавшие пышные формы див. Сплошной "звездопад" попсы.
Ведущие рассыпаются в комплиментах. "Несравненная", "очаровательная", "великолепная"… Попса купается в лучах славы.

И все это покрыто таким густым слоем гламура, что вдруг стало как-то неловко и неуютно перед телеэкраном. Может быть, кому-то и по душе прыжки ведущих, лица которых уже примелькались на десятке каналов, но я не выдержал и выключил телевизор.

Последнее время все меньше смотрю телепередачи. Все меньше читаю газеты. Обхожусь информационным пространством рунета. Может быть, деградирую?

Фото: AP

Спрашиваю знакомых, как часто они смотрят телевизор? Отвечают: часто.

Приятель признался, что смотрит повторы старых передач "До и после полуночи", "Взгляд" и даже трансляции со съезда нардепов с таким интересом, что от телеэкрана не оторвать. "Понимаешь, тогда показывали жизнь!" — говорит он.

Согласен. Телевидение девяностых жило непридуманной драматургией тех бурных лет. Жило нервом передач, в которых отражались мысли и разговоры, вера и надежда того смятенного времени, которое пришло на смену застегнутому на все пуговицытелевещанию прошедшей эпохи.

Но даже в том зажатом партийной цензурой телевидении были свои достижения. Были выдающиеся тележурналисты, которые и не помышляли стать лауреатами "каких-то там" премий. Была программа "Время", куда более информативная, чем ее сегодняшний аналог.

Конечно, тогдашнее телевидение было инструментом партийного агитпропа. Но еще оно было и просветительской трибуной. А главное, - оно имело свое лицо! Пусть "совковое", как презрительно замечают некоторые апологеты сегодняшнего телешоу-бизнеса, но все же свое!

Не заемное, как сегодня, когда большинство так называемых "ток-шоу", определяющих это лицо, заимствовано из арсеналов западного ТВ и делается по закупленным "у них" лицензионным лекалам. Возможно, они и хороши для игровых передач, но уж никак не подходят к обсуждению волнующих общество социальных проблем.

Популярное ток-шоу на одном из каналов, которое собирает многомиллионную аудиторию, по своему сценарию больше напоминает мне разборки на коммунальной кухне. Постепенно привыкаешь к персонажам этого разговорного сериала, поскольку участники его, подобно актерам второго плана, то появляются, то исчезают, то снова появляются в очередной передаче, где со столь же последовательной обязательностью повторяется набор тем "на злобу дня".

А кто же главные герои, вокруг которых "токуют" персонажи этих передач? Зачастую слово герой применимо к ним лишь взятое в кавычки. Потому что речь чаще всего идет о неверности жен и супругов, о не поделенном на этой почве имуществе, и, что значительно хуже и драматичнее, о не поделенных детях, которых, в отличие от недвижимости, не распилишь. Впрочем, говорят участники ток-шоу не только об этом. Но чаще об этом. Говорят много и красноречиво. Ведь "засветиться" со своим мнением на "коммунальной кухне" известного шоумена стало более чем престижно.

Кто заметит уважаемого депутата в зале заседаний на Охотном ряду, кроме парламентских корреспондентов, тоскливо проводящих часы у монитора? А здесь он на виду у всей страны. Вместе с модными юристами, литераторами, деятелями культуры и прочим теле-бомондом рассуждает о том, что такое хорошо ичто такое плохо. И вся страна узнаёт, что есть у нас, оказывается, такие депутаты, которые говорят вместе с народом, а не только на Охотном ряду. Вот только разговоры эти так и остаются разговорами.

Чем обычно заканчиваются ток-шоу? Анонсом новой передачи. Затем "герои" за ненадобностью исчезают. А с консультантами и экспертами мы не прощаемся. Они уже прочно прописались в десятке ток-шоу, которыми щедро потчуют нас телеканалы. Сегодня они поговорили о том, что обижать детей нельзя. Завтра порассуждают о том, как вредно пить водку, послезавтра поспорят, как отнестись к тому, что улицы городов заполнили бездомные собаки…

Не хочу сказать ничего плохого в адрес создателей таких передач. Подобного рода "ток-шоу" любимы миллионами телезрителей, которым "коммунальные разборки" подчас даже милее попсового гламура. Кроме того, они несут в себе определенные терапевтические функции. Вселяют в зрителя оптимизм.

Действительно, когда понасмотришься на моральные патологии "героев" подобных ток-шоу, невольно подумаешь: "Моя-то жизнь, слава Богу, удалась!".

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Темы жилье
Обсудить