Почему рабочим всё "до лампочки"?

Сюжет из далекого прошлого. 1961 год. Я — студент Рижского института инженеров гражданской авиации. По замыслу "верного ленинца" Хрущёва, студенты дневных отделений, поступившие в вуз сразу после школы, "набирают" рабочий стаж на разных предприятиях. Я приобретаю трудовой опыт на авиазаводе в Риге.

Четыре раза в неделю по 4 часа в день работаю учеником токаря в механическом цеху, а с 16 до 20 часов — занятия в институте. Какие рабочие трудились тогда на нашем заводе!

Профессионалы высшего уровня. Половина токарей закончили техникумы, некоторые заочно учились в институтах. На заводе популярными были спорт, художественная самодеятельность, туристические поездки в Ленинград, Москву, Минск, Киев, по всей Прибалтике.

Рабочие живо интересовались политикой и умели различать пропаганду и действительное положение в стране и в мире. Много читали, обсуждали книги и фильмы, ходили в театры. В каждом цехе свои сборные команды по волейболу, футболу, настольному теннису. Пьянство было не в чести. Никаких "обмывок" первой получки, никаких "пьяных субботников" у нас на заводе не устраивалось.

Токари-короли любили сложные задания и не любили большие серии деталей: не интересно, хотя на сериях можно было хорошо заработать. Через год я ушел из института и поступил в Высшее военное училище лётчиков. Во время каникул всегда приходил на завод. Меня встречали очень сердечно. Расспрашивали о курсантской жизни, об учёбе, о полётах. Желали стать космонавтом.

В общем, у меня сложился очень привлекательный образ рабочего человека. В училище о заводе я вспоминал чаще и с большей грустью, чем об институте и приятелях-студентах.

А в октябре 2009-го года мне пришлось побывать в одном из приволжских регионов, на заводе моего друга-предпринимателя. Там разгорелся конфликт, который мог привести к остановке предприятия с непрерывным производством. Пообщался с менеджерами и услышал: "Ничего, кроме зарплаты, рабочих не интересует. Кризис, обновление технологии, нехватка оборотных средств — им всё "до лампочки". Подай зарплату, и больше ничего не важно и не нужно".

Одна из моих специализаций — конфликтология. Потому мой приятель, создатель и владелец предприятия, и попросил меня несколько дней поработать с трудовым коллективом и разобраться с конфликтной ситуацией. Я начал разбираться, что и почему? Провел около двадцати интервью. Убедился: менеджеры не правы.

Фото: AP

То, что работяг интересует исключительно зарплата, объясняется не тупостью и корыстью, а другими причинами. И прежде всего, тем, что менеджмент требует от этих людей только "результатов" — продукции. Они ничего не знают о предприятии, на котором трудятся. Вся заводская жизнь специалистов ограничивается рабочим местом. Что там, за его пределами — неведомо. Там — коммерческая тайна, переговоры, поиски новых технологий, партнеров и заказов. Там — вояжи начальников по всей России и по Европе. Всё это для рабочих — terra incognita.

Вот и возник у меня ряд неприятных вопросов. Почему вы, господа менеджеры, требуя от персонала только продукции, удивляетесь тому, что он требует от вас только зарплаты? Почему вы, не включая рабочих ни в круг проблем, ни в планы предприятия, уверены в том, что им "всё до лампочки"? Почему, не допуская людей хотя бы к минимальному участию в принятии (или просто к обсуждению) важных решений, заведомо считаете их тупыми? Почему вы, такие образованные и умные, решили, что воспитание персонала — призрак тоталитаризма?

После общения с рабочими и со многими жителями городка (завод градообразующий) откровенно поговорил с хозяином, моим приятелем. Он согласился с моими наблюдениями и выводами. Решили разработать целуюпрограмму социализации трудового коллектива. В нее вошли самые разные мероприятия — от выпуска заводской газеты до создания заводского радиоузла и от новой версии Доски почета до организации компьютерной линии прямого общения рабочих с топ-менеджерами и с членами Совета директоров предприятия.

А для начала мы выпутили Листовку-обращение его владельца и распротранили этот документ на заводе и в городе. Подготовили развёрнутое интервью хозяина завода в городскую газету. Приятель тут же создал Совет трудового коллектива и провёл собрание с представителями всех цехов. Конфликт погас быстро и вполне благополучно и для предприятия, и для владельца, и для коллектива.

Еще один мемуар из начала 2000-х. Мне посчастливилось поработать в одной машиностроительной компании. Так вот, там был свой "политотдел", который постоянно работал с персоналом. В частности, выпускал корпоративный журнал, от подготовки материалов и до печати — собственными силами: социолог, политолог и два журналиста. В журнале были самые разные рубрики — от "Слова президента" до "Прочитайте для души".

В каждом номере публиковались очерки о сотрудниках компании, статьи по психологии бизнеса, по методам управления. При численности персонала 1500 человек тираж был 200 экземпляров. Каждый номер мгновенно расходился, прочитывался и передавался из рук в руки.

В компании действовал детский театр, проводились вечера отдыха, устраивались встречи КВН. Коллектив группами по 15-20 человек по выходным дням выезжал на восстановление подмосковных церквей и монастыря под Ростовом Великим. Владелец этой ФПГ написал две книги, в которых интересно раскрыл и свойпуть в предпринимательство, и философию своего дела, и историю холдинга.

Фото: AP

Одним словом, был создан достойный образ компании, а общественная жизнь в этом коллективе составляла существенную часть существования сотрудников. Рабочие не чувствовали себя винтиками, единственная задача которых — производить прибыль для хозяина, а единственное право — получать зарплату. Специалисты знали всё, что происходит и в других подразделениях, хотя они были разбросаны и по Москве, и по ближнему и дальнему Подмосковью.

И еще один сюжет, уже о положении рабочих в "цивилизованной" Европе. После поездки в Поволжье я связался с приятелем, который лет десять назад переехал на ПМЖ в Германию. Человек одаренный, прекрасно образованный и основательно освоивший несколько интеллектуальных профессий. Сейчас работает в крупной немецкой фирме программистом. Разрабатывает компьютерное обеспечение технологических процессов.

Я спросил, проводится ли в их фирме какая-нибудь воспитательная работа с персоналом? Вот ответ на мой вопрос: "Да, притом очень активно. Но совершенно незаметно для персонала фирмы. Ненавязчиво". Я задал второй вопрос: "И каков результат?" Приятель ответил: "А результат такой: все сотрудники чувствуют себя причастными всему, что происходит в компании. Интересуются не только своими зарплатами, но и ее делами, проблемами, перспективами.

Но почему человека интересуют вещи, которые, по большому счету, никак его не касаются и на которые он реально не может повлиять — это остается на уровне подсознания. Так мы тут работаем и живем. Мне такой уклад нравится, хотя иногда чувствую какую-то непонятную тоску по нашим собраниям в советское время".

"Ну и что ты хотел этой заметкой сказать?",- подумает ироничный и проницательный читатель? Отвечаю: "Я сказал то, что сказал". В самом кратком изложении моя заметка гласит: "Современные российские рабочие — интересные люди. Среди них Личности встречаются не реже, чем среди самых "продвинутых манагеров". А окончательные выводы каждый сделает сам.

Автор Григорий Друговейко
Григорий Друговейко — журналист, военный летчик, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить