Дачные набеги

Недавно на одном из телевизионных каналов в новостном блоке увидел такой сюжет. Где-то в Поволжье некий престарелый слесарь, замученный постоянными набегами на его дачу, собственноручно изготовил и установил на участке несколько мин-растяжек. Результат не заставил себя ждать.

Молодой человек залез на участок и подорвался. Пострадавший в больнице — врачи еле спасли ему ногу. А саперу-самоучке грозит наказание в виде 12 лет лишения свободы.

Вот такой сюжет. Для нашей жизни, прямо скажем, не такой уж частый, но и не новый. В России, как и во всем остальном мире, гражданам иногда приходится защищать свое имущество. Но вот что, почему-то, на сей раз "зацепило": кого мне лично жаль в этой истории?

Молодого крепкого парня, который лежа на больничной койке с ясными глазами и мило улыбаясь в камеру, уверял, что на участок он залез просто так, из чистого любопытства. Ну, просто посмотреть. Или все-таки жаль старика-слесаря, который может получить 12 лет, за то, что потеряв уже всякую веру в сторожей дачного поселка и правоохранительную систему, решил своими силами защищать собственное нехитрое добро. Строительные материалы, банки с соленьями и вареньями и всем тем, что дает ему дачный участок.

Конечно, нехорошо устраивать минное поле на собственном дачном участке, да и закон это запрещает, но мне, откровенно говоря, жаль слесаря. Причем, по крайней мере, по двум причинам. Я сам в прошлом такой же дачник, для которого каждый дачный сезон закрывался жалкими попытками хоть как-то обезопасить дом от попыток вторжения, а открывался он весной уборкой того же дома и подсчета украденного от неприятных "посещений".

Однажды, например, мы с отцом оббили двери железом. Но и это не помогло, а в отместку грабители изрубили в доме всю электропроводку на мелкие кусочки, нашим же топором, который благополучно и умыкнули.

А вторая причина, по которой мне жалко поволжского подрывника заключается в том, что он является жертвой исторически сложившегося отношения граждан к частной собственности. Ведь достаточно было послушать прозвучавшие в телесюжете комментарии его соседей, чтобы понять — люди доведены воровством до высшей точки кипения. Их утлые дачные сооружения грабят все, кому не лень и защититься от этого они не могут: сторожа бессильны против крепкой молодежи, а милиционера к каждому дачному домику не приставишь.

Фото: AP

Да и что скрывать, не занимается практически наша правоохранительная система охраной дачных товариществ, если не поставлено это на платную основу, на что далеко не у всех есть деньги. И более того, подавляющее большинство российских граждан такую охрану просто оплатить не может. И остается либо защищаться подручными средствами, либо терпеть набеги, наблюдая, как молодые люди залезают на участки и в дома, потому что им, якобы, "интересно". А что "интересно"? То, что плохо лежит, конечно. И противопоставить этому ничего нельзя.

Российское законодательство сегодня таково, что наш гражданин практически беззащитен перед грабителем и не имеет реальной возможности защитить себя, своих близких и свое имущество. Отсюда, кстати, и возникают случаи подобные тому, с которого начался этот разговор: природа не терпит пустоты, и если нет законных способов защиты, их место занимают незаконные. Но это только одна часть проблемы.

Есть и другая, может быть даже более серьезная, потому что законодательство при наличии воли и желания можно изменить. А вот как изменить отношение граждан к частной собственности, преимущественно чужой? Вроде бы почти двадцать лет мы живем в новой России, а уважения к частной собственности как не было раньше, так нет и сейчас.

Похоже, вброшенный в 1917 году лозунг "Грабь награбленное!" еще долго будет жить в общественном сознании и вытравить его будет очень непросто. Тем более, что никаких шагов в этом направлении вообще не принимается.

Вот почему мне жаль несчастного слесаря. Так или иначе — но свой срок он получит, да еще материальную компенсацию, наверное, будет выплачивать пострадавшему. А тот, когда выйдет из больницы, продолжит "интересоваться" чужыми дачами.

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Темы банк
Обсудить