Кого подставляет беглый призывник

Идет весенний призыв. Пока неясно точное количество юношей, которых Министерство обороны планирует поставить под ружье, но осенью таких было 270 тыс. Почти столько же — 200 тыс. сегодня от армии бегают.

Эти предпочли не косить от службы за дорогостоящую справку о прогрессирующей шизофрении или однорукости, они банально скрываются до достижения заветных 27 лет. Умные ребята. Экономят от 5 до 10 тыс. долларов и при этом мало чем рискуют: в последние 10 лет за уклонение от службы было осуждено всего несколько человек, да и те условно.

Обо всем этом особенно неприятно писать в канун юбилея Победы. Как могло случиться, что за полвека нация-победительница выродилась в нацию-дезертира, что "закос" от армии стал социальной нормой? Это что — свидетельство беспрецедентного ослабления русского духа, утраты нацией воли к жизни, то есть утраты стремления озаботиться своей безопасностью? Напрашиваются мрачные исторические аналогии, например, военные обстоятельства гибели Второго Рима.

В 1453 году султан Фатих осадил Константинополь. Всеобщей воинской повинности в Византии на тот момент уже не было, в армии служили наемники-иностранцы, которых было недостаточно для отражения турецкого удара. Император Константин Палеолог бросил клич: "Братья, к оружию!" Братьев в миллионном городе набралось не больше 2 тысяч человек, вместе с наемниками они не смогли противостоять войскам султана. Византийская Империя пала, жители Константинополя подверглись тотальной резне, памятником их миролюбию и беззаботности стал город Стамбул.

Как будет называться столица страны, которая возникнет на месте России, если русские женщины будут по-прежнему отказываться рожать, а мужчины — служить?…

На последнее находятся разные причины. Больше всего меня раздражают разговоры о полном переходе на службу по контракту. И обратите внимание, сторонники (чаще сторонницы) контрактной армии никогда не скажут: "Будь у нас полностью такая — с каким удовольствием я бы туда своего лодыря отдала!" Нет, наемная — это такая армия, в которой мой сахарный мальчик служить не будет по определению. Таких мальчиков сегодня подавляющее большинство, идет служить только каждый десятый из подлежащих призыву, и это далеко не лучшие парни страны. Одноклассник-полковник жаловался: "Служат такие, которые в слове из трех букв делают три ошибки".

Кстати, перехода на контрактную систему не требуют в Израиле, всеобщая воинская повинность существует в Бельгии, Франции, ряде других мирных стран, находящихся под надежной защитой Северо-Атлантического альянса. На это можно возразить, что во Франции нет своей Чечни, в Бельгии — своего Дагестана, и в армии там другие порядки.

Фото: AP

Это верно. Но верно и другое: протяженность российских границ, в отличие от бельгийских, приближается к полутора экваторам, Россия граничит с бурлящим исламским миром и с перенаселенным, хотя и дружественным на сегодняшний день Китаем, следовательно, одной только своей географией обречена на всеобщую воинскую повинность.

Служба в армии и защита родины от врагов — не просто конституционная обязанность гражданина, это плата мужского населения страны за то, что живем не в голой степи, а в своем государстве. Государстве не таком стерильном, как Бельгия, но все же не в Третьем Рейхе и не в Московском халифате.

Другой, и очень серьезный, повод для отказа от службы — армейский бардак, произвол и насилие в казарме. С этим ним можно было бы бороться с помощью гражданского контроля над соблюдением законности в воинской среде. "Солдатские матери" и ряд других правозащитных организаций формально именно для этого и созданы, но борются они довольно часто, к сожалению, не с произволом в армии, а со всеобщей армейской повинностью, то есть с армией как таковой.

Невольными союзниками сил, требующих отмены повинности, выступают коррупционеры-военкомы и офицеры да генералы, которые не способны или не хотят навести порядок в частях и подразделениях. Это красноречиво иллюстрирует статистика.

Цифры небоевых потерь Вооруженных сил России за 5 лет составляют без малого 10.800 человек. Причем, вопреки устоявшемуся мнению, гибель личного состава от неуставных отношений стоит фактически на последнем месте. Более значительные цифры дают случаи гибели в ДТП, по неосторожности при обращении с оружием и в результате самоубийств.

В прошлом году 30 тысячам солдат не позволили взять в руки оружие и нести боевое дежурство по причине их низких морально-боевых качеств. Проблемы личностного и семейно-бытового характера являются главными причинами суицидов в армии, они составляют 59 процентов от общего количества самоубийств. Которые остаются одной из главных статей небоевых потерь Российской Армии…

Итак, за 5 лет не связанные с боевыми действиями армейские потери составляют почти дивизию. Это чудовищно много, однако все познается в сравнении, вот еще несколько цифр. За 20 лет в России в два раза выросло число самоубийств среди молодежи. Каждый год умирает 60 тысяч любителей паленой водки. 40 тысяч граждан становятся жертвами тяжелых наркотиков — это, повторю, не в армии. Ежегодно на дорогах страны расстается с жизнью 35 тысяч человек, 250 тысяч получают увечья…

Глядя на такую статистику, приходишь к печальному выводу: Россия вообще не самое безопасное место на планете. А армия — далеко не самый опасный сегмент нашего общества. Ходить и ездить по российским дорогам рискованнее, чем служить в армии, но ездим и не жалуемся, а вот сына в армию не отдадим ни за что, там ведь такой сегодня бардак…

Роли распределены: одни борются с произволом в армии, а фактически с ней самой. Другие защищают армию от нападок на объективно царящий там бардак, на деле отстаивая право на свои коррупционные кормушки или идиотское командование. Продвинутая молодежь поголовно косит от службы, считая ее уделом лузеров и лохов. Все "при деле".

Вот только дело это может закончиться Стамбулом на месте Москвы. И об этом мне, бывшему солдату, особенно тягостно думать в канун 9 мая.

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *