Потребность радоваться соборно

Вчера Госдума приняла в первом чтении  законопроект о праздновании Дня Крещения Руси 28 июля, по церковному календарю — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. При нем и произошло это историческое событие. По поручению президента и премьер-министра РФ проект разработан Министерством культуры. Речь о том, чтобы сделать этот день государственным праздником, но оставить рабочим днем.

Праздники всякие нужны, праздники всякие важны. Они прерывают череду серых будней и объединяют людей в радости на основе признания общих ценностей. А что может быть более актуальным, чем радость в нашем обществе, переживающем не лучшие времена, чем восстановление интеграции российского социума, расколотого и атомизированного?

Но вот проблема: старые праздники отменены или их смысл и символика изменились, новые отечественные как-то не приживаются. И, собственно, единственным не домашним праздником, который еще объединяет наше общество, остался лишь День Победы 9 мая.

Зато вдруг появляются такие новые праздники, которые государственными не являются, но стали повсеместно отмечаться в России. Это, конечно, День святого Валентина — католический праздник всех влюбленных, День святого Патрика — государственный праздник Ирландии и Хеллоуин — древний кельтский праздник, называемый еще "кануном Дня всех святых", широко празднующийся в Англии и США, а также в англофильских странах.

При этом реальный Валентин, в отличие от приписываемых ему позднейшими легендами подвигов, вовсе не венчал тайно влюбленных и не влюблялся сам, однако, по сообщениям ВЦИОМ и Левада-центра, "Валентинов день" почти для половины россиян превратился в полноценный праздник, особенно среди молодежи. Более 81 процента юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет его отмечают.

Ирландия, конечно, страна интересная, но как-то далекая от того, что может объединять россиян. А веселые бесчинства, карнавалы масочной нечисти, чертей и ведьм в ночь Хеллоуина сходны с нашими народными святочными колядками между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января), которые давно ушли из реальной бытовой жизни и остались лишь в качестве сценок из репертуара фольклорных ансамблей и театрализованных представлений. Сообщают, правда, что единственным субъектом РФ, который неофициально принял этот праздник как государственный, является Республика Саха. Почему-то.

Фото: AP

День памяти Петра и Февронии, отмечаемый Русской Православной церковью, так и не привился как общий День семьи, любви и верности. А с чем ассоциируется праздник Крещения в массовых представлениях? С "моржами", купающимися в проруби, то есть исконный смысл праздника очевидно утрачивается. Преображение Господне ("яблочный Спас") для невоцерковленных людей — это яблоки нового урожая на рынке, а вовсе не память о событии на Горе Фавор.

"Медовый, или маковый Спас" (в церкви — в честь изнесения Древ Креста Господня) и "ореховый, или хлебный Спас" (праздник в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя) отмечаются ярмарками пчеловодов и продажей орехов. Иными словами, смысл таких праздников для многих заменяется вещными их атрибутами. Можно, конечно, объединяться в общества любителей меда или едоков яблок, это все мило, но те ли это ценности, которые способны интегрировать общество как национальная идея?

Идея учреждения в России государственного праздника Крещения Руси интересна, однако проблематична. И первые же возражения - традиционные: можно ли в стране, в которой существует много конфессий и которая, по Конституции, является светским государством, возводить православный праздник в ранг государственного?

По моему убеждению, можно. Но аккуратно. Когда Рождество было объявлено государственным праздником, вроде никто особенно не возражал. И ведь празднуем же мы 8 марта, и нет в этом дискриминации по отношению к мужчинам. Много у нас и профессиональных праздников, и как будто не слышно, чтобыДень геолога (в первое воскресенье апреля) как-то ущемлял космонавтов (12 апреля), а милиционеры (День милиции — 10 ноября) обижались бы на Дни Куликовской битвы (21 сентября) и учителя (5 октября).

Более того: нам, как я уверена, не следует тут идти по пути ЕС, который из соображений странно понимаемой политкорректности отверг в своей Конституции упоминание христианских корней европейской цивилизации. Ее основы действительно заложены христианством, каким бы оно ни выглядело в тот или иной исторический период своего развития: вся современная картина мира, вся европейская ментальность до сих пор зиждется на христианских основах, являются ли те или иные граждане ЕС христианами или нет.

Английский епископ предлагает включить на равных основаниях в правовую систему Великобритании и шариат. Это означало бы не что иное, как утрату европейской идентичности. Политкорректность — хорошая вещь, только не надо превращать ее в нелепую штуку.

Русь-Россия, ее государственность, культура и ментальность основаны на православии, и с этим спорить невозможно. И вынь этот краеугольный камень из основания русскости-российскости (имеется в виду социокультурный критерий) — ничего не останется. И пусть религия в РФ отделена от государства, и пусть тут проживает ныне масса атеистов и людей, принадлежащих к другим конфессиям, идентичность России как России включает в себя православные корни.

Поэтому я бы приветствовала введение государственного праздника Крещения Руси, лишь бы он, обретя свою атрибутику, не свелся к псевдонародным спектаклям и театральному реквизиту, а обрел свой общественный смысл и общественное звучание.

Мне тут видится одна, но важная проблема: согласно проекту, финансироваться праздник должен из федерального бюджета. А светское государство, раз уж оно светское, не должно давать деньги религиозным организациям на их мероприятия. Вопрос решался бы просто, если б у нас были, как прежде, приходские книги и прихожане платили бы церкви традиционную десятину — вот на эти деньги с полным правом можно было бы отмечать государственный праздник. И другие праздники — тоже.

Как сказал один умный депутат Думы, пусть татары празднуют принятие ислама, иудеи и буддисты на государственном или республиканском уровне отмечают свои праздники и памятные даты — это только способствовало бы сплочению нации, и это лучше, чем враждовать, стрелять друг в друга и взрывать метро. Тем более что праздник Крещения Руси будет рабочим днем. Хочешь — празднуй вечером после возвращения с работы, хочешь — не празднуй, у всех есть свободный выбор. И в этом отношении мне вспоминается ценный опыт празднования 1 мая в Финляндии.

1 мая — очень древний праздник весны и возрождения природы у многих народов. Он часто имел эротический оттенок в связи с повсеместно господствовавшими плодородными культами. А с конца VIII века в Европе у германцев сложился обычай отмечать ночь с 30 апреля на 1 мая как шабаш ведьм, и ночь получила название Вальпургиевой (по-фински — Vappu). В 1890-м году коммунисты впервые (это было в Варшаве) отметили 1 мая как день солидарности трудящихся в борьбе за свои права, затем праздник стал международным днем левых сил.

И сегодня в Финляндии Vappu празднуют все, только празднуют разное. Кто-то просто радуется приходу весны, молодежь устраивает карнавальные бесчинства, от которых наутро уже не остается и следа, а коммунисты вспоминают "красных финнов", возлагают венки на их могилы и высказывают собственные надежды на прогрессивное развитие общества. И никому не обидно, и все мирно, и все довольны. И это у финнов, известных своей холодноватостью и привычкой держать друг с другом гораздо большую дистанцию, чем принято у нас в России.

Так неужели мы настолько забыли свой обычай радоваться соборно, утверждаемый русским православием со времен Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром?

Автор Анна Яковлева
Анна Яковлева — философ, культуролог, редактор, журналист, внештатный автор Правды.Ру
Обсудить