Жизнь без этикета – пещерная

Ничто так не выдает истинный облик человека, как демонстративно-пренебрежительное отношение к этикету. И первая же пафосная речь о мнимой бесполезности устаревших и глупых правил в нашем продвинутом и умном 21 веке расскажет вам о происхождении автора честнее, чем составленное за большие деньги генеалогическое древо прямиком от Адама.

Люди, выступающие против "устаревшего" этикета, обычно в курсе, что само это слово восходит к французскому понятию церемониала. Именно так они и пытаются подать свод традиций — как никому не нужную дрессировку по соблюдению траектории отгибания пальца во время чаепития или как трату сил на изучение десяти способов обмахиваться веером.

Уверяют, что ничтожная часть населения — именуемая в те давние времена знатью — выдумала искусственные барьеры в общении, а потом скучающая от безделья и жаждущая выделиться интеллигенция подхватила. В общем, прямо по бессмертной пьесе одного из представителей интеллигентных "бездельников": "Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном".

Эти современные "они" ратуют за отмену непонятных им слов, жестов и поступков и ухитряются находить сторонников в самых неожиданных сферах жизни. В одной из энциклопедий появилось своеобразное определение: "этикет — это манеры поведения, принятые в высшем обществе в средних веках". Точка.

В формате идей вышеупомянутой энциклопедии этикет, конечно, не нужен — тогдашние манеры наших дворян и западных рыцарей перенимать вряд ли уместно. Да и алгоритм правильного поедания омара идеально подходящей для него вилкой тоже вряд ли пригодится большинству из нас, а кому пригодится — тот сразу и научится. И после определенной практики станет орудовать столовым прибором ничуть не хуже человека, который с ранних лет ежедневно тренировался в гастрономическом искусстве.

Но ведь этикет — это не про омаров. Не про вилки и ложки, не про веера и мушки, он даже не про телефон и интернет, он про нас. Про нас и для нас. Вопреки модной идее, что этикет выдумали садисты-интеллигенты, дабы помучить других и ограничить их свободу, все эти правила служат для комфорта и удобства каждого члена общества. И даже, когда конкретная установка в чем-то ограничивает одного человека — значит, она идет на пользу десятку, а то и сотне других людей.

Банальный пример: с точки зрения этикета, будет некорректно, если на чужую свадьбу женщина наденет пышное белое платье с кринолином и станет выглядеть второй невестой, а то и вовсе затмит виновницу торжества. Ограничивает ли данное правило свободу самовыражения гостьи? Реально — не слишком, один вечер вполне можно провести в более уместном наряде.

Фото: AP

Но даже если ограничивает, даже если носить пышное белое платье с кринолином по поводу и без повода — единственный доступный человеку способ самовыражения, все равно, от мучений одного выиграют несколько десятков. Причем, выиграют именно те люди, для которых этот день главный в жизни, те, кто к нему готовился, кому это по-настоящему важно, без абстратных рассуждений о непонятной свободе.

Этикет — система до предела логичная, целесообразная и практичная, если, конечно, он является для всех участников ситуации не "омарово-веерной" абстракцией, а естественным, впитанным с детства, привычным поведением, не требующим совершать над собой акт насилия. Сразу вспоминаются поезда, в которых я провожу две ночи в неделю.

Когда вместе едут четыре воспитанных человека, то разница в поле, возрасте, образовании, профессии и биоритмах значения не имеет: телефоны ставятся на вибро-режим, свет выключается и включается в положенные часы, духами и расческой все пользуются вне купе и спрашивают разрешения, когда требуется побеспокоить соседей.

Никаких особенных жертв приносить не надо: без общения по громкой связи в 2 часа ночи либо 6 часов утра или от необходимости сказать "спасибо"и"пожалуйста"ещениктонамоейпамяти не пострадал ни физически, ни психически. И как же приятно бывает утром, когда и "совы", и "жаворонки" выспались, полны сил и на прощанье желают друг другу чего-нибудь хорошего с искренней улыбкой. День начинается с позитива.

Совсем по-другому выглядит ситуация, если добавить в нее человека, для которого этикет — прихоть ленивой интеллигенции, капризы избалованных бар и прочие новомодные определения. Он "премудростям не обучен" и невероятно гордится, что возвышается над толпой скучных обывателей, заковывающих себя в устаревшие рамки. Нет, он не такой, он свободная личность, имеющая кучу прав на самовыражение.

И реализует их в полном объеме — включает ночью верхний свет, слушает музыку, громко разговаривает по сотовому со всеми приятелями, матерится, пьет пиво, бросает на пол грязные носки, усиленно поливается парфюмерией и к моменту прибытия поезда в пункт следования становится объектом ненависти трех сонных, задыхающихся, злых попутчиков.

Впрочем, раскованной личности 21 века, отринувшей ненужные условности, даже в поезде везет не всегда. Порой на свободного "жаворонка" в тесном пространстве приходится не менее свободная "сова", и тогда утром купе становится банкой с пауками, ведь до двух ночи всем не давал спать один замечательный человек, а с пяти утра — другой. Удивительно, но больше всего возмущаются… да-да, как раз эти две высокого полета птицы!

Фото: AP

По моим наблюдением, именно так всегда и складывается. Поперек длинной очереди в сберкассу или ЖЭК обязательно попытается молча прорваться, толкаясь, какая-нибудь женщина, волокущая за руку истошно визжащего дошкольника, и та же женщина будет громче всех негодовать и призывать милицию, если ее постигнет неудача, а следом тот же номер исполнит другая мадонна с орущим младенцем.

В рассуждениях свободных личностей, воспаряющих над правилами поведения, всегда присутствует странная установка, будто окружающие поголовно обязаны соблюдать нормы от, А до Я. Своеобразная "немножко беременность": для одного этикет устарел, для другого — нет. Но, к сожалению или к счастью, цивилизованное общение подразумевает наличие двух сторон, и этикетное поведение подразумевает соответствующее поведение всех присутствующих.

Не хотите, чтобы оскорбляли вашу национальность, не любите, когда вас перебивают и высмеивают в разговоре, считаете, что личную жизнь и работу следует разделять? Тогда, соответственно, выход один: соблюдайте правила этикета по отношению к другим, учите этикету своих детей и внуков. Чем больше нас будет — тем реже будут встречаться дремучий нацизм, склочное поведение и харассмент.

Ну, а если вы сегодня принципиально не уступаете место пожилым людям — не удивляйтесь, что никто не уступит вам, когда вы состаритесь. Не по мифическому "закону воздаяния", нет. Просто вырастет то поколение, которому наглядный пример поведения демонстрировали не знатоки этикета, а вы и ваши братья по разуму.

Интересно, сколько времени понадобится людям, чтобы вернуться в пещеры, если основная часть населения Земли проникнется идеями о бессмысленности этикета и возжаждет полной свободы в общении и поведении? И многие ли останутся в живых для охоты и собирательства?

Впрочем, существуют эффективные методы заставить даже очень "продвинутых" господ и дам вести себя адекватно. Методы эти выражены лаконичной фразой, которую можно увидеть в витринах американских магазинов или кафе: "No shoes, no shirt, no service" ("Нет обуви, нет футболки — нет и сервиса"). Наверное, пользуясь американскими наработками, бизнес-тренеры и объясняют желающим сделать карьеру: "Этикет — это экономически выгодно".

И они правы. Если опыт предков вызывает у вас усмешку, идеи об уважении к другим людям — презрение, а свобода ассоциируется исключительно с возможностями обезьяны в дикой природе, то все равно этикет вам нужен. По экономическим соображениям.

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить