Sapiens, достигнувший звезд, уже не homo

Более полувека назад, 4 октября 1957 г., Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Между прочим, 84 кило веса. Американский проект "Авангард", который был только в стадии разработки, предусматривал всего лишь 20 килограмм.

204721.jpegАмерика растерялась. Стивен Кинг, мастер жанра ужасов, вспоминал, что новость воспринялась почти, как конец света — все, русские уже в космосе!
Сенатор Генри Джонсон назвал этот запуск "уничтожающим ударом по престижу Соединенных Штатов". Пока американцы чесали в затылках, в космос 12 апреля 1961 г. полетел Гагарин.

Единственным выходом для Америки было успеть первыми на Луну. 25 мая 1961 года президент Кеннеди в послании Конгрессу и всему американскому народу сказал: "Сейчас время сделать большой шаг, время для более великой новой Америки, время для американской науки занять ведущую роль в космических достижениях, которые могут дать ключ к нашему будущему на Земле… Я верю, что эта нация примет на себя обязательства достижения великой цели — высадки человека на Луну и безопасного возвращения его на Землю еще в этом десятилетии".

Лунная программа Америки сразу стала как бы "общенациональной гонкой с Советским Союзом". В то время по темпам развития социалистическая экономика СССР опережала Америку, влияние Союза росло — это и было приснопамятной "красной угрозой". Холодную войну Штаты могли и проиграть… И вот 20 июля 1966 г. американцы гордо высаживаются на Луне. Типа "мы — не последние, мы — вторые!". Далее гонка холодной войны продолжалась в космосе с переменным успехом…
А что сейчас?

Совсем недавно, в феврале, NASA подтвердило решение прекратить эксплуатацию шаттлов, сообщил прессе руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов: "Шаттлы будут выведены из эксплуатации не раньше, чем в конце сентября текущего года, но не позднее конца марта следующего года". Кроме того, в начале февраля руководитель NASA Чарльз Болден проинформировал Роскосмос об отказе от Лунной космической программы "Созвездие", разработки нового космического корабля "Орион", ракет-носителей "Арес-I" и "Арес-V".

Конечно, это не означает прекращения американской космической программы вообще — NASA заявило о намерении выдать заказ на создание пилотируемого космического корабля коммерческим фирмам, как ранее сделало это в отношении грузовых кораблей. Однако одно дело — государственная программа, другое — частные фирмы.

При этом, как сообщали информагентства, частные космические перевозчики считают российские "Союзы" самыми надежными космическими кораблями в мире и планируют ориентироваться на "Союзы" при подготовке кораблей для доставки астронавтов на МКС в 2014 году. С этим согласны и в NASA: Чарльз Болден в интервью журналу "Российский космос" также признал "Союз" и одноименный пилотируемый космический корабль самыми надежными в мире.

В некоторых кругах модно охаивать Россию, независимо от темы обсуждения. Однако сейчас РФ продает Америке "Союзы" и "Прогрессы" по контракту между Роскосмосом и NASA. Также двигатели НК-33 используются на американской ракете-носителе Taurus-2. Россия до сих пор занимает передовые позиции в области космических исследований — задел СССР в этой области был очень велик.

Однако если расстояние до Луны прежде измерялось в километрах, то теперь — в долларах. Конечно, деньги ничего не стоят сами по себе — они не могут заменить мозги, наработки, навыки и так далее. Да, до некоторой степени все это можно купить, чем давно традиционно и занимаются США. Но тут Америка попадает в собственную ловушку — если будет, скажем так, глобальный форс-мажор, то умение производить космические двигатели останется у нас, а печатать разноцветные бумажки — дело нехитрое, вот только менять на них что-либо ценное будет куда затруднительнее.

204722.jpegСмешно слышать стандартные мантры о конкуренции как о двигателе прогресса — мол, все стараются угодить покупателю, тот покупает самое качественное, и, таким образом, это самое качественное получает ресурсы для дальнейшего развития. На практике же в обществе потребления покупатель приобретает то, что ему впихивает реклама — в основном всякие "бантики сбоку" и всякие рюшечки, выдаваемые за прогресс.

Космос — это такой большой индикатор цивилизации. Одни люди рванули его осваивать, но другим это очень и очень не понравилось. Космос, как и фундаментальная наука, быстро не окупается. Вероятнее всего, не окупается вообще — чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, сколько еще неизведанного — а ведь в конце XIX века многие физики считали, что почти все уже узнали.

Ну, а космос — он, знаете ли, большой… И покорять его может лишь определенный тип людей, готовый на лишения ради научной идеи. Впрочем, это — уже рационализация; на самом же деле homo, который sapiens, просто не может не стремиться к космической экспансии. Конечно, не только к ней — но космос, можно сказать, является символом.

Однако другим людям хорошо и здесь. И очень им хочется, чтобы было совсем-совсем хорошо, и поэтому незачем тратить ресурсы на "лишнее". Это для обычного обывателя колбаса важнее ракет, а вот для тех, кто это определяет, важнее ракет собственные дома, яхты, бриллианты и все такое. Ну, сами посудите: ведь личный золотой унитаз (возможно, и в прямом смысле слова) куда важнее, чем какие-то там космические исследования. Хотя туристов в космос можно и повозить — деньги же.

И даже фантастика сейчас в моде не про космонавтов, не science fiction, а fantasy. Вместо мечты о покорении космоса — эскапизм от реальности, желание волшебства.

Современное общество — это общество потребления, и не более того. Те, кто достигнет звезд — уже не будут человечеством.

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить